«Проект практических мероприятий по энергосбережению»
В наше время ограниченность ресурсов Земли становится одной из наиболее актуальных проблем. Но многие ли задумываются над предупреждениями ученых о том, что развитие человечества перестает быть устойчивым? Если спросить, слышал ли ты о том, что в ближайшем будущем перед миром реально станет проблема нехватки пресной воды, то многие подумают: «Разве в нашей стране, «краіне блакітных рэк і азер», такое возможно? Вряд ли это затронет лично меня”. Ведь мы привыкли, открыв водопроводный кран, получать неограниченное количество воды для бытовых и прочих нужд в любое время. Так, может быть, пришла пора изменить свое отношение к пользованию ресурсами и начать их беречь? Беречь цветок под ногами, беречь воздух и воду, беречь свой дом и город, беречь друг друга?
Можем ли мы, педагоги, сделать что-то для сохранения природных ресурсов Беларуси уже сейчас? С уверенностью говорим: Да! Перед педагогом дошкольного учреждения встает вопрос: “Как помочь ребенку с дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам Земли, к тому, что создает человек и природа?” [6] Из каких «кирпичиков» выстроить систему работы по воспитанию культуры энергосбережения в дошкольном учреждении? Как помочь ребенку дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам земли, к тому, что создает человек, каким образом экономя электроэнергию, газ, каждый из нас экономит труд многих и многих людей, преумножает богатства страны? Как сделать образовательный процесс не оторванным от практики и реальной жизни? Как вовлечь взрослых в образовательный процесс?
Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных малышей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту используются разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам.
Объект исследования – воспитание экономии и бережливости
Предмет исследования — процесс воспитания бережливости у
детей дошкольного возраста.
Вид проекта : познавательный
Продолжительность проекта : долгосрочный
(октябрь 2016)
Участники проекта : педагоги, дети средней и
старших групп, родители.
Цель проекта – Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни и основ бережного отношения к использованию энергоресурсов.
Задачи проекта :
• формировать навыки рационального использования природных и энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии, природы в целом);
• расширять знания детей об экономической культуре;
• воспитывать ответственное отношение к сохранению ресурсов, повышать экономическую грамотность родителей.
• дети владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам, под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;
• родители проявляют интерес к содержанию энергосберегающей работы с детьми, участвуют в совместных мероприятиях.
Методы реализации проекта :
• рассматривание проблемных ситуаций;
• решение логических задач;
• создание обогащённой развивающей среды в группах;
• участие родителей в работе по экономическому воспитанию.
Реализации проекта :
Первый этап — подготовительный
— изучение научно-методического обеспечения (художественная и методическая литература).
— выделение задач, организация работы над проектом.
-систематизация информации по теме.
— изготовление в группе необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);
— подготовка наглядных пособий.
-выбор форм и методов реализации проекта.
-Чтение и рассматривание иллюстраций журналов, книг и энциклопедий по теме проекта.
-Чтение художественной литературы по теме.
-Беседы об электричестве, свете, воде с опорой на жизненный опыт.
-Наблюдения за деятельностью взрослых в использовании воды, электричества в быту.
— поисковая деятельность по теме
— использование дидактических игр по теме проекта.
-проведение бесед о пользе электричества в быту, на улице, о подаче тепла в доме, о воде и ее значимости.
Наблюдение за работой электросчётчика и счетчика воды.
-подбор загадок об электроприборах, электричестве, воде.
-анкеты для родителей
-совместный с ребенком сбор материала по теме из периодической печати, художественной литературы.
Второй этап — исследовательский.
— изучение полученных детьми знаний и умений.
— организация исследовательской деятельности.
-изготовление атрибутов, карточек-схем для занятий, наблюдений, экспериментов.
-подготовка выставки «Мы – за бережливость».
— тематический план работы по энергосбережению
— план мероприятий к проекту.
— конспекты занятий: «Кому нужна вода», «Что мы знаем о воде» [5], «Удивительная встреча с электрончиком», «Приключения лампочки», «Где работаем, живем, тепло, свет, воду бережем!», «Природа — наш дом» «Загадки тепла», «Подружись с Капелькой» [Приложение 1]
-наблюдение «Где в нашей группе живёт электричество», «Как мы видим электричество», эпизодические наблюдения «Чтобы зря не горели лампочки», наблюдение за освещением улицы, «Кому нужно тепло?»; наблюдения за дождем, за росой, за паром, рассматривание иллюстраций «Предметы бытовой техники, фотографии лампочек», рассматривание карты мира (глобуса, сравнительный анализ «Вода-суша».
-дидактические игры: «Живое-неживое», «Круговорот воды в природе», «Хорошо или плохо», словесная игра «Рифмовки», «Закончи предложение», «Найди подходящие предметы», «Где живет лампочка?» [Приложение 2]
-опыты: «Теплый-холодный», «Где живет теплота?», «Вода жидкая, может течь», «У воды нет запаха, формы, вкуса», опыт с лампочкой, «Сколько стоит электричество?» [Приложение 3]
-беседа «Экономим тепло», беседа-рассуждение» Вода — источник жизни», познавательная беседа «Почему Беларусь называют «синеокой»?», «Тепло и его роль в жизни человека», этическая беседа «Что значит быть бережливым?» [Приложение 4]
-чтение экологических сказок: «Необычайные приключения Ани и Вани», «Как лиса и волк узнали об электричестве», «Волшебная лампочка», «Сказка о пропавшей воде», «Мамины берегоши», стихи, пословицы, загадки о воде, тепле, свете; [Приложение 5]
-Решение логических проблем: «Почему заболела река?», «Как перенести воду в решете? Как можно использовать электрическую лампочку?», «Отчего кружка стала теплой?»
— Оформление выставки детского творчества по теме «Мы — за бережливость»
— Акция «Мы- маленькие берегоши».
— разработаны сценарии праздников, досугов: «Мой совет совсем несложный» «Праздник бережливых»,» «Как подружилась тучка с водой»
участие в организации среды по теме проекта
— сочинение совместных с ребенком рассказов, сказок по теме
— изготовление атрибутов для занятий по проекту
-оформление зарисовок эпизодов сказки, изготовление плакатов, рисунков» Мы за бережливость»
-Памятки, консультации: «Безотходная технология на кухне», «Домашняя экономика», «Вещи должны нам служить», «Вторичные ресурсы начинают путь из дома», «И светит и греет», умные рекомендации для пап и мам «Энергосбережение»
-Анкеты, с целью выяснить отношение семьи к энергосбережению.» [Приложение 6]
-Домашнее задание: «Сколько электролампочек используется в доме?», «Объём использованной воды для утреннего умывания», «Анализ потребления электроэнергии, воды и газа в семье по показаниям счётчиков», «Расчёт электроэнергии, потребляемой семьёй за сутки»;
— Читайте вместе с детьми.
-Изготовление родителями совместно с детьми карточек -напоминалочек по энергосбережению и размещение их в соответствующих местах дома;
-анализ проведенной работы «Мы — за бережливость»
-организация выставок, акций «Свет, газ, воду бережем. Экономно мы живем!».
-оформление тематических уголков «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!», «Берегите воду!»
— презентация «Мы – за бережливость» [Приложение 7].
Конкурс стихов «Мы поем не песнь, а оду тем, кто экономит воду»
-Вечер загадок «Бабушка — загадушка»
-Интеллектуальная игра «Умники и умницы», «Я знаю все»
-Музыкальное занятие-развлечение «Как подружилась тучка с солнышком»
-Выставка детских работ «Мы – за бережливость».
— участие родителей в конкурсах, выставках: «Мы – за бережливость»
— пополнение страничек из опыта семейного воспитания «Азбука безопасности и бережливости»
— Рекомендации «Правила экономного пользования водой, теплом и электроэнергией»
— Кроссворды: «Приключения капельки», «Наши друзья – электрические приборы»
— Проведение исследовательских акций в семье «Экономия в действии в нашей семье»;
Словесная игра «Закончи предложение»
Цель: закрепить представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.
Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.
Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.
Ход игры
У меня есть конверт с вопросами. Давайте попробуем ответить на них.
— Новая сберегающая лампочка лучше, потому что (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т. д.)
— Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что….
— Электроэнергию надо беречь, так как…
— Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что….
— Если не выключать свет днем и ночью, то…
— Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…
— Фонари на улице перестали светить, поэтому…
Словесная игра «Верно ли?»
Цель: уточнить представления детей о безопасном обращении с электрическими приборами, о бережном энерго и теплоиспользовании.
Ход игры
Педагог читает предложение. Если дети согласны, то хлопают в ладоши. Если не согласны с высказыванием – топают ногой.
— уходя, нужно выключать свет?
— можно выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?
-нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам?
— нельзя сушить на батарее одежду и бельё?
— надо оклеивать окна на зиму?
— надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили?
— когда находишься дома, надо включать все электроприборы?
— надо пользоваться энергосберегающими лампочками?
— нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?
Игра «Где живет лампочка»
Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.
Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место её на предмете с помощью маленького символа, объяснить её назначение.
Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.
Ход игры
Найти на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Нужно обозначить эту картинку красным кружочком. Объяснить, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.
Воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, миксер и др.
Игра «Найди подходящие предметы»
Цель: закреплять представления детей о способах действия с различными электрическими приборами; стимулировать развитие мыслительных логических операций, связной речи.
Игровые действия: выбираются две команды. Команда «Хорошо» называет положительные стороны использования того или иного бытового прибора. Команда «Плохо» находит отрицательные моменты в использовании того же прибора.
Материал: картинки с изображением разнообразных бытовых приборов и аналогичных бытовых предметов.
Ход игры
Выбрать из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию. Например, пылесос, выбивалка, веник.
Пылесос — хорошо: чистит быстро, легко, собирает мусор и пыль внутрь в специальный мешочек
Плохо: тратит электроэнергию, шумит, без электрического тока не работает
Веник, выбивалка – хорошо: не тратит электроэнергию
Плохо: требуется сила человека, много движения, пыль и мусор летят в разные стороны, громкий звук ударов по ковру мешает другим людям
-Холодильник – кладовка, погреб;
— Электрочайник – обычный чайник;
— Стиральная машина – таз с водой;
— Посудомоечная машина – кухонная раковина;
— Миксер электрический – миксер механический, венчик;
ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Цель: создание условий для формирования у детей бережного отношения к использованию водных ресурсов.
Опыт 1 ”Вода жидкая, может течь”
Цель: формирование представления о том, что вода жидкая и имеет свойство течь.
Материал: 2 стаканчика. Один с водой, другой пустой.
Действия: предложить детям аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода жидкая, поэтому она может течь. [18]
Опыт 2 ” Вода не имеет формы”
Цель: формирование представления о том, что вода не имеет формы.
Материал: емкости различной формы.
Действия: предложить детям налить воду в одну из емкостей, посмотреть, какую она приняла форму; затем, из этой емкости перелить в другую и посмотреть, как изменилась ее форма; разлить воду на плоскую поверхность и проверить, какую форму примет она теперь.
Вывод: вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится.
Цель: создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию тепла. [18]
Опыт 1 ”Теплый, холодный”
Цель: ознакомление с предметами, по — разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый теплый.
Материал: деревянные, металлические, пластмассовые предметы.
Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить на ощупь, какой предмет самый теплый.
Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее. [18]
Опыт 2 ”Где живет теплота?”
Цель: закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.
Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.
Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).
Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твердый, мягкий, жидкий).[18]
Познавательная беседа «Тепло и его роль в жизни человека»
Цель: формировать у детей представления о том, что такое тепло и каково его значение в жизни человека.
Вопросы для беседы:
Можем ли мы увидеть тепло?
Как мы можем его ощутить?
Что бывает тёплым?
Сможем ли мы прожить без тепла?
Как тепло помогает человеку?
Что лучше сделать, чтобы сохранить тепло в доме?
Откуда к нам приходит тепло?[18]
Решение проблемной ситуации «Отчего кружка стала тёплой?»
Цель: упражнять детей в установлении причинно – следственных связей.
Вопросы для беседы:
Как можно согреть кружку?
Чем быстрее нагреть кружку?
Из какого материала кружка нагревается быстрее?
Как сохранить тепло в кружке?[18]
Рассматривание карты мира или глобуса
Цель: формировать умение проводить сравнительный анализ, опираясь на карту или глобус и делать выводы по предложенной теме.
Материал: карта мира или глобус.
Вопросы для беседы:
Чего больше на планете Земля, воды или суши?
Как это определить?
Сколько материков и сколько океанов на планете Земля?
Каким цветом обозначается вода на карте (глобусе?[18]
Познавательная беседа «Почему Беларусь называют «синеокой?»
Цель: Формировать умение ориентироваться в физической карте Беларуси, конкретизировать знания о водных богатствах нашей страны.
Вопросы для беседы:
Что обозначают синие линии и голубые пятна на карте нашей страны?
Какие реки на территории Беларуси вы знаете?
Назовите самые крупные озёра?
Почему нашу Беларусь называют «синеокой»?[18]
Решение логической проблемы «Как перенести воду в решете»
Цель: развивать интерес к явлениям неживой природы, упражнять в построении логических связей между явлениями неживой природы и согласовании слов в предложении, создавать условия для развития воображения и творческого мышления.
Вопросы для беседы:
В каком состоянии бывает вода?
При помощи чего можно перенести воду с одного места на другое?
Можно ли удержать воду голыми руками? Почему?
Как унести воду в решете и при этом не разлить ни одной капли?
Аналитический доклад, составленный воспитателем и детьми по итогам исследовательской работы «В каком виде вода существует в природе?»
Домашнее задание: выяснить вместе с родителями из разных источников: «В каком виде вода существует в природе?»[18]
Этическая беседа «Что значит быть бережливым?»
Цель: формировать у детей ответственность и необходимость экономии энергоресурсов.
Вопросы для беседы:
Что такое бережливость?
Что нужно беречь?
Как вы бережёте тепло, электроэнергию и воду дома?
Что для этого нужно делать?
Считаете ли вы себя и свою семью бережливыми?[18
Пословицы и поговорки
— Бережливость – лучшее богатство.
— Государственное береги, а свое и само сбережется.
— Копейка рубль бережёт.
— Чего не припасешь, того и не будет.
— Днем фонарь не нужен.
— Бережливая вещь два века живёт.
— Капля мала, а по капле – море.
— Бережливость дороже богатства.
— Лучше свое поберечь, чем чужое прожить.
— Чужое береги пуще своего.
— Запасливый лучше богатого.
— Чтобы быть богатым, надо уметь экономить.
— Где бережливость – там богатство.
— Всякий дом хозяином держится.
— Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.
— Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
— По крупице и птица собирает, а сыта бывает.
— Курица по зернышку клюет, да сыта живёт.
— По капельки море, по зернышку ворох.
— По капельки море, по былинке стог.
— Полено к полену – костер.
— Вода и мельницу ломает.
— Не доходом люди богатеют, а расходом
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Необходимо ли экономическое воспитание Вашему ребенку?
2. Считаете ли возможным уже сейчас дать ребенку основы
3. Привлекаете ли Вы своего ребенка к распределению семейного бюджета? Каким образом Вы это делаете?
А) всей семьей планируем расходы
Б) иногда выслушиваем мнение ребенка
В) ребенок еще мал для этого
4. Перечислите источники получения информации по экономическому воспитанию?
А) по телевидению
В) в периодической печати
Г) из книг и специальной литературы
5. Нуждаетесь ли Вы в экономическом всеобуче? ___
6. Привлекаете ли Вы своих детей к экономному отношению к воде, теплу и электроэнергии? ___
7. Всегда ли сами экономите свет, тепло и воду?___
8. Какая профессиональная помощь от педагогов дошкольного
учреждения Вам необходима?
Спасибо! Желаем успехов в воспитании детей!
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. -Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.- 400 с.
2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики
1 Глазырина Л. Д, Н. В. Зайцева, В. М. Теленченко. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста. – Минск: Бестпринт,2001 стр. 75,80,58,63
2. Грибок Т. «Почему воду нужно беречь» Журнал «Пралеска»№ 12,2013 стр. 20-26
3. Денисова В. «В атмосфере экономии и бережливости» Журнал «Пралеска»№ 3,2012 стр. 20-27
4. «Домашняя экономика для детей и взрослых». Сост. Вергейчик М. Н. ,Деревяго Т. В. ГП «Белэнергосбережение»Минск,1999
5. Заскевич И. «Загадки света и тепла» Журнал «Пралеска»№ 7,2008 стр. 18-
6. Заскевич И. «Уроки бережливости» Журнал «Пралеска»№ 3,2009 стр. 33- 36
7. Злобенко Г., Г. Пальскова Г. Играя — обучаемся энергосбережению. — Минск,2000.
8. Злобенко Г. П., .Мохов Д. М., Пальскова Г. А., Мишуткина И. Б, Макаед Л. П. Учимся беречь энергию. — Минск. ООФ «Экомир»,2000.
9. Кулигина Л. «Воду мы беречь должны» Журнал «Пралеска»№ 6,2014 стр. 65
10. Ладутько Л. К., С. В. Шкляр. Ребенок познает мир природы. – Минск: УП «Технопринт»,2005. Стр. 106-113,126
11. Ладутько Л. К., Р. Барсукова «В наших силах этот мир сберечь» Журнал «Пралеска»№ 4,2010 стр. 2-15
12. Минчук Г. «Что в решете не унесешь» Журнал «Пралеска»№ 1,2009 стр. 47
13. «Мы дружим с природой. Методическое пособие для проведения занятий по экологии в дошкольных учреждениях (из опыта работы яслей –сада № 565 «Лiхтарык» г. Минска», Международное общественное объединение «Экоюрэксперт» программ ПРООН-ГЭФ Минск,2002 стр. 3-13
14. Пиляк М. «Где работаем, живем, тепло, свет, воду бережем!» Журнал «Пралеска»№ 12,2008 стр. 27-28
15. Савич Н., ШатькоЕ. «Гномики — экономики» Журнал «Пралеска»№ 12,2009 стр. 31-32
16. Торвинен С. ,Заскевич И. «В нашей школе Берегоши» Журнал «Пралеска»№ 6,2008 стр. 14-20
17. Учебная программа дошкольного образования
18. Чабаненко Л. В. «Наше богатство в наших руках:метод. пособие для педагогов учреждений,обеспечивающих получение дошк. образования-Минск:Зорны верасень,2009.-88 с. +1 электрон. диск
— материально-техническое: материально-техническая база учреждения дошкольного образования
— финансовое: финансирование на пополнение оборудования в соответствии с Перечнем средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, спортивного инвентаря, надворного оборудования детских игровых площадок для учреждений дошкольного образования.
Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассников Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассниковИгры на развитие мелкой моторики *Если вы печете пироги, предложите.
Цикл бесед с детьми среднего дошкольного возраста по энергосбережению «Вот какой рассеянный» Цикл бесед с детьми среднего дошкольного возраста по энергосбережению «Вот какой рассеянный» Выполнила: Полякова Елена Сергеевна воспитатель.
Конспект занятия по энергосбережению «Умный дом для малыша Гео» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов; продолжать формировать у.
Конспект занятия по энергосбережению в старшей группе «Энергосбережение — это наше будущее!» Цели и задачи: — обобщать знания детей об электричестве; — расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;.
Конспект занятия по энергосбережению в старшей группе «Как сохранить тепло?» Программные задачи: дать представление о тепле и его источниках, способах его сбережения, развивать познавательную активность в экспериментальной.
НОД по энергосбережению «Бережём тепло и свет» ЗАНЯТИЕ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ «БЕРЕЖЁМ ТЕПЛО И СВЕТ». Средняя группа. Цель: продолжать знакомить детей с окружающим миром, электроприборами;.
Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники» 1 слайд Визитная карточка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №7 Майорова.
Проект мероприятий в старшей группе «Читайте детям книги» Тема: «Читайте детям книги» Разработчик: Анисимова И. Г. Тип проекта: познавательно – творческий Продолжительность проекта краткосрочный.
Сценарий детского развлечения по энергосбережению «Сбережем планету» Цели и задачи: 1. Познавательные: Познакомить детей и родителей с проблемой энергосбережения. 2. Развивающие: Развивать творческие способности.
Занятие по энергосбережению Традиционно с 7 по 11 ноября проводится международная неделя по энергосбережению. Ни для кого не секрет, что природные ресурсы неисчерпаемы.
Практические мероприятия по энергосбережению
Современный период развития человечества иногда характеризуют через три «Э»: энергетика, экономия, экология. Энергетика в этом ряду занимает особое место. Она является определяющей и для экономики, и для экологии. От неё в решающей мере зависит экономический потенциал государства и благосостояние людей. Она же оказывает наиболее сильное воздействие на окружающую среду, экосистемы и биосферу в целом. Самые острые экологические проблемы прямо или косвенно связаны с производством и использованием энергии. При нерациональном использовании электричества расходуются уголь, газ и нефть и вода запасы которых не безграничны, а выбросы в атмосферу вредных веществ огромны: жители больших городов задыхаются от смога. В результате сжигания топлива и сокращения лесов на земле в атмосфере увеличивается концентрация «парниковых газов», поэтому в атмосфере нарушается естественный баланс, что ведёт к потеплению и всеобщему изменению климата, к «парниковому эффекту». Поэтому от решения энергетических проблем зависит возможность решения основных экологических проблем [1].
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: привлечь всех участников образовательного процесса школы к деятельности по сокращению потребления электроэнергии, что будет содействовать решению задач экологического и экономического образования.
вовлечение участников образовательного процесса в процесс экономного использования энергоресурсов;
активизация исследовательской деятельности учащихся в области энергосбережения;
развивать практические умения в области сбережения электроэнергии;
привлечение внимания общественности к вопросам энергосбережения, энергоэффективности и экологии.
Объект исследования – частное жилье и учреждение образования.
Предмет исследования – способы энергосбережения, доступные на бытовом уровне.
Актуальность темы состоит в том, что, формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Учащиеся должны научиться использовать энергетические ресурсы в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы.
Гипотеза: Возможно, ли экономить на энергии не в убыток себе?
Методы исследования: наблюдение, изучение специальной
Практическое значение: выявление фактов нерационального использования энергии и нахождение путей решения данной проблемы учащимися.
Основные направления работы по ресурсосбережению:
экономия воды дома и в школе;
экономия электроэнергии и тепла в школьных помещениях и дома;
привлечение детей к сбору вторичного сырья.
Ожидаемые результаты проекта:
сокращение потребления энергии в школе и дома;
приобретения учащимися практических навыков по рациональному использованию электроэнергии, воды и тепла;
вовлеченность учащихся в мероприятия по энергосбережению;
получение детьми личного опыта и умений по реализации конкретных практических действий, направленных на сохранение окружающей среды.
Сроки и этапы реализации мероприятий
Этап 1 – подготовительный проблемноцелевой (сентябрь):
проведение рекламной акции по распространению информации о проекте с целью приобщение к проекту максимального количества участников среди учащихся и работников учреждения образования;
составление рабочего плана и изучение литературы по энергосбережению;
определение основных методов и форм деятельности школы по энергосбережению;
разработка целей и задач проекта;
выбор методов реализации проекта;
выбор средств решения проблем по энергосбережению;
координация деятельности всех участников проекта.
Этап 2 – основной (октябрь):
создание плана для реализации метода наблюдения затрат энергии;
выявление мест потери энергии;
подсчет затрат на потребление энергии;
разработка мероприятий по устранению энергетических потерь;
разработка памяток по энергосбережению;
Этап 3 – заключительный (ноябрь):
распространение материалов по энергосбережению среди местного населения;
Оформление проекта (все материалы сводятся в единую работу).
Характеристика ресурсов проектной деятельности
Интеллектуальные:
Участники образовательного процесса;
Технологические ресурсы:
пакет методических материалов по реализации проекта;
Материальные ресурсы:
бюджетные средства на приобретение методической литературы;
внебюджетные средства на поощрение активистов проекта
Технические ресурсы:
Информационные ресурсы:
информационные Интернет-ресурсы по энергосбережению;
информация в СМИ:
Зачем экономить энергию?
Самый большой аккумулятор энергии на Земле — это Мировой океан, покрывающий около 71% поверхности нашей планеты. Почти вся энергия, которую мы потребляем, исходит от Солнца. Даже такие не возобновляемые источники энергии, как нефть, уголь и газ, образовались благодаря энергии Солнца. За 15 минут Солнце посылает нам столько энергии, сколько хватает человечеству на целый год. Энергия, получаемая земным шаром от Солнца за год, в 15000 раз превышает годовое потребление человечества.
Итак, общее количество энергии во Вселенной и на Земле безгранично огромно, но мы все чаще говорим о том, что её не хватает. Почему? Потому, что использованную энергию не вернуть, а 80% используемой энергии люди черпают из природных ресурсов, запасы которых на Земле ограничено и они либо совсем не могут быть восстановлены (как, например, уран, составляющий основу ядерного топлива), либо для их образования требуются сотни тысяч и миллионы лет (торф, нефть, уголь), которых у человечества просто нет. Потому и получили они название не возобновляемых ресурсов. Человечество расточительно тратит ресурсы, восстановить которые не по силам ни ему, ни даже природе [2].
Человечеству еще предстоит научиться (и это время близко!) получать всю необходимую энергию из возобновляемых источников, таких как Солнце, ветер, вода… Но для этого ему нужно время. А поэтому нам нужно экономно (или как сегодня принято говорить – эффективно) расходовать энергию для того чтобы:
уменьшить загрязнение воздуха и воды, сохранить леса;
уменьшить катастрофические последствия изменения климата — наводнения, ураганы, засухи. (Сжигание ископаемого углеводородного топлива при производстве энергии — это один из основных источников выбросов углекислого газа, растущее содержание которого в атмосфере является ключевым фактором усиления парникового эффекта и приводит к глобальному изменению климата);
сэкономить деньги. Расходы на тепло и электричество можно снизить до 50%;
повысить комфорт в доме и школе;
оставить больше энергетических ресурсов нашим детям;
выиграть время для поиска и освоения новых источников энергии — возобновляемых, экологически чистых и безопасных (ветер, солнце, биогаз, биомасса, тепло Земли, волны, течения, приливы) [3]
Что можно сделать для экономии энергии в учреждении образования?
Энергосбережение — комплекс мероприятий, направленных на
сохранение и рациональное использование электричества и тепла. Основные виды энергосберегающих мероприятий, которые проводятся в нашей школе:
3амена люминесцентных ламп старой модификации на новые;
Установка приборов учёта расхода холодной воды;
Своевременное устранение утечек горячей воды;
Покраска стен светлые тона для более эффективного использования естественного освещения;
Замена окон на пластиковый стеклопакет;
Помимо энергосбережения, новые окна улучшат внутреннюю освещенность классов и других помещений;
Организация работ по своевременному ремонту оконных рам, оклейке окон;
Ремонт и замена дверей в здании школы;
Отключение света в коридорах в вечернее и ночное время;
Замена кухонного оборудования;
100%-ное потребление бутилированной воды учащимися школы за счет родительских средств;
Инструктаж сотрудников по контролю за расходованием электроэнергии и воды, своевременным отключением оборудования, компьютерной и иной техники;
Поддерживается чистота окон. Грязные окна «крадут» естественный свет. И тогда приходится включать искусственное освещение и тратить при этом электрическую энергию. Грязные или запыленные окна могут снижать естественную освещенность в помещении до 30%. В нашей школе часто проводятся генеральные уборки, окна всегда чистые. А также большое преимущество школы, в том, что во всех кабинетах и коридорах большие окна, в которые поступает много света. Занятия в школе проводится в светлое время (с 9.00- до 15.00),таким образам обеспечивается экономия в освещении школы.
Для более эффективного обогрева классных помещений за батареями установили теплоотражающие экраны.
Теперь, когда мы изучили теорию, как экономить и беречь энергию необходимо научиться выполнять рекомендации по энергосбережению, а также рассказать и научить этому окружающих.
Практическая акция «Спасем дерево»
Бумага – это спиленный лес. Из литературы и сети Интернет мы узнали, что:
1 тонна переработанной бумаги сохраняет 17 деревьев;
повторное использование бумаги снижает потребление воды в 2 раза;
на вторичную переработку бумаги затрачивается в 2 раза меньше энергии, чем на её производство и при этом на ¾, снижается загрязнение воды и воздуха.
Когда мы ознакомили учащихся учреждения образования с данной информацией, то они активно включились в проект «Спасем дерево». За 2016 год все вместе собрали и сдали 2700 кг макулатуры, а значит — спасли 46 деревьев.
Практикум «Экономия воды в быту»
Для проведения эксперимента необходимы измерительная посуда и часы с секундной стрелкой.
Эксперимент №1
После включения кран на полную мощность определили, что за t=10с из крана вытекло V= 1000 мл воды. Подсчитали расход воды в секунду: .
После включения крана не на полную мощность (умеренная струя воды) определили, что за t=10с из крана вытекло V= 400 мл воды. Подсчитали расход воды в секунду: .
Вывод: включая кран не на полную мощность, а пустив умеренную струю, каждую секунду вы будите экономить 60 мл воды. С итогами эксперимента ознакомили работников пищеблока, родителей, учащихся и работников учреждения образования. Составили памятку по экономии воды в быту (Приложение 1)
Эксперимент №2
Для проведения эксперимента необходимы зубная паста и щетка, мыло, часы с секундной стрелкой.
Пустили умеренную струю воды и засекли, что для умывания и чистки зубов нам потребовалось . За мы израсходовали .
Зубы мы чистили , а мылились . Если б на это время мы выключили воду, то для умывания и чистки зубов нам потребовалось бы не 45 секунд, а 21 секунда. В этом случае мы израсходовали б . Не трудно подсчитать, что экономия воды составит
Вывод: чистим зубы и моем руки мы минимум 2 раза в день утром и вечером. Экономия воды за день составит , а за месяц , за год В таком случае семья из четырех человек за год сэкономит А это почти 3 куба воды.
Разработали памятку «Как можно израсходовать куб воды»
Эксперимент №3
Задумывались ли вы, как часто мы используем унитаз вместо мусорного ведра, выбрасывая туда остатки испортившегося супа, заварку чая, кофейную гущу? Каждый раз, при таком выбрасывании, мы нажимаем кнопку смыва и бесполезно в канализацию уходить 2,5 – 5 литров чистой воды (это число зависит от конструкции сливного бачка). Если мы поступаем так хотя бы один раз в день, то за год в канализацию уйдет от 912,5 литров до 1 825 литров воды. Если этот поступок совершит каждый житель Республики Беларусь, то в канализацию стечет от 8 651 503 750 литров = 8651503,750 м 3 до 17 303 007 500 литров воды = 17303007,5 м 3 (население Беларуси – 9 481 100 человек). Среднее значение этих чисел = 12977255,625 м 3 . Для сравнения объём озера Свитязь – 7 760 000 000 литров воды. Нетрудно подсчитать, что в канализацию за год стечет 1,7 озера. Выразим это в денежном эквиваленте. При наличии водоснабжения и канализации до 140 литров в сутки на одного проживающего (зарегистрированного по месту жительства) тариф на воду составляет 0.4653 рублей за м 3 [4]:
Вывод: не используйте унитаз вместо мусорного ведра. Держите в ванной небольшое ведерко для мусора и бумаги. Это избавит вас от привычки без необходимости смывать в унитаз кубометры воды, засорять канализацию и тратить лишние деньги.
Сняли рекламный ролик «Золотой смыв»
Практикум «Считаем киловатты»
Мы решили проверить, насколько мы сэкономим, если будем выключать свет в кабинетах во время перемены.
общее количество ламп дневного освещения -150. Мощность одной лампы 40 Вт.
Рассчитаем расход электроэнергии за 15 минут школьной перемены:
P-мощность одной лампы, t -время работы, N – число ламп.
Рассчитаем стоимость электроэнергии исходя из тарифа:
Посчитаем, сколько мы сэкономим за один день? Общее время перемен 60 минут. Каждый день мы будем экономить
,
За месяц экономия составит
Вывод: Экономия составила 14,9698 рублей. И это только за месяц в одной небольшой сельской школе, при условии, что мы будем следить за выключенным светом на перемене. А если школы объединяться в экономию на перерывах?
Следующий кабинет, куда мы отправились – кабинет информатики. Всем известно, что потребление электроэнергии компьютером напрямую зависит от мощности самого компьютера, его комплектующих деталей, и от степени его загруженности программами. Например, чем мощнее блок питания, тем больше он будет потреблять энергии, чем больше нагрузка на процессор, тем тоже больше тратится электроэнергии. Тут существует прямая зависимость – чем больше процессов в компьютере запущено, тем больше требуется мощности от блока питания, а соответственно, блок питания свою мощность получает от электричества. Кроме того, имеет значение, какие процессы происходят в компьютере в единицу заданного времени. Одно дело, если вы просматриваете сайты или слушаете музыку на компьютере, и совсем другое – если вы играете в игры или используете какую-либо мощную программу. Отсюда следует вывод — чем меньше используется программ и чем эти программы проще – тем, естественно, меньше нагрузка идет на процессор и, соответственно, тем меньше расход электроэнергии. Простой системный блок расходует от 250 до 350 ватт электроэнергии в час. Более мощный блок питания, который рассчитан на игры, будет потреблять несколько больше электричества – около 450 ватт в час.
Монитор потребляет от 60 до 100 Ватт в час, 24-дюймовый монитор потребляет около 80 Ватт, поэтому к количеству электроэнергии, которая требуется для работы блока питания, нужно добавить еще около 40%.
В кабинете информатики 7 компьютеров. Расход системного блока — от 250 до 350 ватт электроэнергии в час, монитор потребляет – 60 ватт в час. Рассчитаем среднюю стоимость электроэнергии в месяц, которую забирает монитор, работая во время школьных перемен (длительность перемен в течении учебного дня = 1 час).
При прерывании работы за компьютером до следующего урока в целях экономии электроэнергии необходимо выключать мониторы;
По окончании рабочего дня, на выходные или праздничные дни не оставлять компьютеры в режиме ожидания – использовать кнопку выключения или вообще выключать из сети.
Экономия тепловой энергии
Обогрев жилых помещений в холодное время года требует много энергии. Белорусские стандарты определяют комфортную температуру внутри помещения не ниже 18 ̊ – 20 ̊С. Неэффективность теплоносителей часто приводит к нехватке топлива, экономические или технические проблемы затрудняют поддержание комфортной температуры. Если температура в помещении не обеспечивает нам достаточного уровня комфорта, то приходится включать электрообогреватели, что приводит к дополнительному расходу электроэнергии [1]. Мы прошлись по учебным кабинетам и убедились в том, что:
все двери плотно закрываются;
в 7 из 10 учебных кабинетах современные оконные стекла, которые отражают тепловое излучение, но пропускают свет, что снижает потери тепла, через стекло на 60–70 %;
в кабинетах и на коридорах, где не установлены стеклопакеты, окна утеплены теплоизоляционными материалами;
в 5 из 10 учебных кабинетах на окнах жалюзи, которые позволяют значительно снизить утечку тепла из нагретого учебного помещения ночью;
все батареи гладкие и выкрашены в светлые тона. А ведь известно, гладкая и выкрашенная батарея в тёмный цвет отдаёт на 5 – 10 % тепла больше.
Мы задали себе вопрос «С помощью, каких средств, без применения дополнительных обогревательных приборов, можно повысить температуру в комнате?» На уроках физики мы нашли ответ на этот вопрос. Надо установить теплоотражающий экран за радиатором отопления. Он возвращают в квартиры тепло от батарей, которое бесполезно уходит в ближайшую к ним стену. Установленная под батарею фольга действует как термос — от таких поверхностей тепло отражается подобно солнечным лучам от зеркала.
Провели эксперимент: с помощью термометра измерили температуру на расстоянии 15 см от батареи с теплоотражающим экраном и без экрана. Измерения проводили три дня подряд, утром до начала учебных занятий.
Проект «Энергосбережение. Начни с себя»
Мой проект затрагивает проблему рационального природопользования. Я рассматриваю рациональное природопользование в контексте формирования экологической культуры человека. Элементом экологической культуры и являются энергосберегающие навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
energosberezhenie._nachni_s_sebya.docx | 45.79 КБ |
energosberezhenie.pptx | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Работу выполнила Шевердяева Анастасия Александровна
ученица 9 класса муниципального образовательного учреждения- средней общеобразовательной школы с.Даниловка
Руководитель Москаленко Ирина Анатольевна
учитель физики муниципального образовательного учреждения- средней общеобразовательной школы с.Даниловка
Глава I. Обзор литературы
1.2.Энергосберегающие свойства бытовых приборов……………………………3
1.3.Рекомендации по энергосбережению в квартире…………………………….3
Глава II. Энергосбережение в доме.
2.2.Первый этап -реализация проекта «Всей семьей за экономию и здоровье».4
2.3.Второй этап проекта «Экономить может каждый!»…………………. 5
Глава III. Энергосбережение в школе
3.1Финансово – экономическое обоснование затрат на реализацию проекта………………………………………………………………………………7
3.2 Описание мероприятия «Замена ламп накаливания и люминесцентных ламп на светодиодные»…………………………………………………………………..7
3.3 Экономя воду – сэкономим электроэнергию………………………………. 8
Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства.
С раннего детства нас приучают бережно относится к окружающей среде и её богатствам.
Мой проект затрагивает проблему рационального природопользования. Из уроков и источников СМИ я узнала, что нерациональное природопользование привело к ухудшению, прежде всего, качества атмосферного воздуха, и как следствие, не только к усилению парникового эффекта, но и к ослаблению здоровья современных людей. В ходе реализации проекта я поставила перед собой главную задачу – помочь школьникам и их родителям осознать реальные пути помощи окружающей среде через освоение приемов энергосбережения в быту. Для этого необходимо научиться жить, используя энергосберегающие привычки. Образ жизни – это часть человеческой культуры. Я рассматриваю рациональное природопользование в контексте формирования экологической культуры человека. Элементом экологической культуры и являются энергосберегающие навыки.
Актуальность проблемы . Энергосбережению, как одному из способов решения проблемы загрязнения окружающей среды, уделяется во всём мире. Потребление энергии во всем мире и в России постоянно растет. (слайд 2)
Гипотеза исследования: знания о способах энергосбережения могут стать привычками для любого человека.
Тема исследования – энергосбережение в быту.
Цель исследования: формирование представлений об энергосберегающем образе жизни и навыках энергосбережения в жилых помещениях.
— найти и проанализировать информацию по последним энергосберегающим изобретениям в освещении и бытовых приборах.
— проверить на практике эффективность способ энергосбережения электричества
— составить рекомендации для родителей и школьников по энергосберегающим навыкам
— вовлечь в проект семьи одноклассников
Ожидаемые результаты. (слайд 3) Данный проект позволит:
1.Уменьшить воздействие человека на природу.
2.Сэкономить энергетические ресурсы для будущего поколения.
3.Сэкономить бюджет семей, организаций
4.Сформировать экологическую культуру личности.
Глава I. Обзор литературы
1.1. Энергоэффективное освещение
23 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С 1 января 2011 года, в соответствии с этим законом в России введён полный запрет на оборот ламп накаливания мощностью выше 100 Вт. Уже сейчас во всем мире 30% офисов, 65% крупнейших аэропортов мира, 30% больниц, 35% автомобилей и 55% футбольных стадионов оснащены световыми решениями от компании Philips.(светодиодам.) Это действительно актуально, поскольку дефицит энергии становится проблемой мирового масштаба.
В быту мы чаще встречаемся с понятием «энергосберегающая лампа». Сейчас приобретают всё большую популярность. Попытаемся выяснить почему.
Использование энергосберегающих ламп позволяет снизить расходы электроэнергии на 80% при таком же световом потоке, что и у ламп накаливания. (слайд 4)
Люминесцентные лампы, поставляют достаточное количество света в помещение, бережно относясь к зрению, уменьшают утомляемость, повышают работоспособность и поднимают настроение; стоит учесть, что спектральный состав их излучения легко варьируется по цвету. Благодаря этому такие лампы очень привлекательны для потребителя. (слайд 5)
1.2. Энергосберегающие свойства бытовых приборов
Помимо осветительных приборов в помещениях с каждым годом возрастает количество бытовых электроприборов, а значит и расходы электроэнергии то же, а в конечном итоге растёт счёт на оплату коммунальных услуг.
Выделяют следующие основные потребители электроэнергии: электроплита, электрочайник – 30%; холодильник – 30%; освещение – 20%; остальное оборудование – 20%. (слайды 6,7)
1.3. Рекомендации по энергосбережению в квартире.
Как выбрать в магазине энергосберегающую технику
О том, насколько данный электроприбор энергобережлив, сообщает маркировка. (слайд 8)
Теперь почти на всех бытовых приборах в Европе стоит особая Евронаклейка, на которой указан класс энергосбережения от A до G. Классу А принадлежат самые экономичные приборы, классу G – менее экономичные. Здесь же отмечен расход энергии в кВт*ч в год. Каждому классу энергосбережения соответствует свой показатель энергопотребления.
Теперь видим, что правила энергобережливой эксплуатации существуют фактически у всех домашних электроприборов. Я объединила эти правила в единую памятку
Глава II. Энергосбережение в доме.
Исследовательская часть проекта состояла из нескольких этапов.
Задача: провести подготовительные исследования в жилом помещении.
Сколько электроприборов может вместить ваш дом? Ответ на этот вопрос мы получили, разобравшись с понятием « расчетная мощность квартиры ».(слайд 9)
А) Расчетная мощность (или мощность единовременного включения) – это мощность, которая дает возможность подключить определённое количество техники в квартире. Если ещё что-то будет присоединено сверх того, выйдет из строя защитная автоматика. Если сложить вместе мощности всей электротехники в квартире, то получится установленная мощность.
Б) Для проведения экспериментальной части проекта возникла необходимость изучить приборы учета электроэнергии в квартирах.
Приборы учёта потребления электроэнергии в квартире — квартирные счётчики.
Каждый вид энергоресурса – тепло, горячую, холодную воду, электроэнергию – надо взять под учет, то есть установить внутриквартирные приборы учета. Ежемесячные показания счетчиков позволят вам проанализировать потребление энергоресурсов в своей квартире, что создает стимулы для сокращения неэффективных потерь ресурсов.
2.2. Первый этап — реализация проекта.
«Всей семьей за экономию и здоровье»
Задачи 1-ой неделя:
1. Составить список электрических приборов в доме.
2. Отметить в списке: наиболее энергоёмкие, часто или постоянно используемые.
Обратить внимание на эти приборы и по возможности заменить на менее энергоёмкие.
3. Зафиксировать расходование электроэнергии семьёй за период 1 недели.
4. Рассчитать количество потреблённой всей семьёй электроэнергии за и стоимость потреблённой энергии в рублях за всю неделю.
Задача для 2-ой недели исследования: определить расход электроэнергии в своей семье за каждый день недели исследования и за всю неделю в целом, при наличии режима экономии .
1. Разработать способы экономии электроэнергии
2. Договориться с членами семьи об условиях эксперимента
3.Фиксировать расход энергии в течение 2-недели по той же схеме, что и на первой
4. Обработать результаты: рассчитать ежедневный расход и за всю неделю в кВт ч и рублях
5. Проанализировать результаты исследования, ответив на вопрос: удалось ли войти в режим экономии электроэнергии и почему?
6. Сделать выводы
Что было сделано:
1. Заменили лампы накаливания на энергосберегающие.
2. Использовали точечное освещение. (слайд 10)
3. Не оставляли в сети зарядные устройства.
4.При просмотре телевизора пользовались программой телепередач из газеты, так как максимум энергии тратится при переключении каналов пультом управления. (слайд 11)
5. Уменьшили температуру теплообменника в холодильнике на 1 градус, что сэкономило энергию на 6%.
6. Наливали в чайник нужное для чашки чая количество воды.
Своевременно удаляли из электрочайника накипь. (слайд 12)
7.Уборку пылесосом выполняли при очищенном пылесборнике, так как скопившаяся пыль — дополнительное сопротивление для воздуха и соответственно повышение расхода энергии.
8. Уменьшали температуру воды в стиральной машине. (слайд 13). Полученные результаты затрат энергии до экономии и во время экономии зафиксировала в виде таблицы. (слайд 14)
Источник https://www.maam.ru/detskijsad/-proekt-prakticheskih-meroprijatii-po-yenergosberezheniyu.html
Источник https://multiurok.ru/files/praktichieskiie-mieropriiatiia-po-enierghosbieriez.html
Источник https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/11/15/proekt-energosberezhenie-nachni-s-sebya