Виды задвижек и их маркировка
Задвижки ― это вид трубопроводной арматуры, предназначенный для полного перекрытия потока рабочей среды․ Они широко применяются в различных отраслях промышленности, от водоснабжения и канализации до нефтегазовой и химической промышленности․ Разнообразие типов задвижек обусловлено различными требованиями к их применению, поэтому важно знать, какие виды задвижек существуют и как правильно их маркировать․
Задвижки⁚ основные типы
Задвижки классифицируются по различным признакам, в т․ч․ по конструкции затвора, типу привода, материалу изготовления и области применения․ Рассмотрим основные типы задвижек⁚
- Клиновые задвижки⁚ являются наиболее распространенным типом․ Их затвор представляет собой клиновой элемент, который перемещается в направляющих пазах корпуса․ Клиновые задвижки могут быть одно- или двухдисковыми, с параллельным или угловым ходом клина․ Однодисковые задвижки более компактны, но менее герметичны, чем двухдисковые․ Двухдисковые задвижки, в свою очередь, обеспечивают более высокую герметичность, но имеют более сложную конструкцию․
- Параллельные задвижки⁚ имеют затвор в виде параллельных пластин, которые перемещаются вдоль оси трубопровода․ Они отличаются высокой надежностью и герметичностью, но имеют более сложную конструкцию, чем клиновые задвижки․
- Штуцерные задвижки⁚ имеют затвор в виде штуцера, который перемещается перпендикулярно оси трубопровода․ Они отличаются простотой конструкции и низкой стоимостью, но имеют ограниченный диапазон рабочих давлений и температур․
- Шаровые задвижки⁚ имеют затвор в виде шара с проходным отверстием․ Они отличаются высокой герметичностью и быстродействием, но имеют более высокую стоимость, чем другие типы задвижек․
- Задвижки с уплотнительным кольцом⁚ имеют затвор с уплотнительным кольцом, которое обеспечивает высокую герметичность․ Они применяются в трубопроводах с агрессивными средами и высокими давлениями․
- Задвижки с электроприводом⁚ имеют электропривод, который обеспечивает дистанционное управление задвижкой․ Они применяются в автоматизированных системах управления трубопроводами․
- Задвижки с пневмоприводом⁚ имеют пневмопривод, который обеспечивает дистанционное управление задвижкой с помощью сжатого воздуха․ Они применяются в системах с требованиями к быстродействию․
Выбор типа задвижки зависит от конкретных условий эксплуатации, таких как рабочее давление, температура, среда, пропускная способность, требования к герметичности и т․д․
Маркировка задвижек⁚ общее описание
Маркировка задвижек – это система обозначений, которая содержит информацию о конструкции, материале, размерах, рабочих параметрах и других характеристиках задвижки․ Правильная маркировка позволяет быстро и точно идентифицировать задвижку, выбрать ее для конкретного применения и обеспечить ее безопасную эксплуатацию․
Маркировка задвижек осуществляется в соответствии с ГОСТами и другими нормативными документами․ Она может быть нанесена на корпус задвижки, на паспорт или на бирке․ Стандартная маркировка задвижек включает в себя следующие элементы⁚
- Тип задвижки⁚ указывается тип задвижки, например, клиновая, параллельная, шаровая, штуцерная и т․д․
- Материал корпуса⁚ указывается материал корпуса задвижки, например, сталь, чугун, бронза, латунь и т․д․
- Условный проход⁚ указывается условный проход задвижки, который соответствует внутреннему диаметру трубы, на которую она устанавливается․ Условный проход измеряется в миллиметрах (мм)․
- Рабочее давление⁚ указывается рабочее давление, на которое рассчитана задвижка․ Рабочее давление измеряется в килограммах на квадратный сантиметр (кгс/см²)․
- Рабочая температура⁚ указывается рабочая температура, при которой может эксплуатироваться задвижка․ Рабочая температура измеряется в градусах Цельсия (°C)․
- Материал затвора⁚ указывается материал затвора задвижки, например, сталь, чугун, нержавеющая сталь и т․д․
- Тип уплотнения⁚ указывается тип уплотнения, которое используется в задвижке, например, резиновое, фторопластовое, графитовое и т․д․
- Тип привода⁚ указывается тип привода, который используется для управления задвижкой, например, ручной, электрический, пневматический и т․д․
- Номер партии⁚ указывается номер партии, к которой относиться задвижка․ Номер партии позволяет отследить историю изготовления и эксплуатации задвижки․
- Дата изготовления⁚ указывается дата изготовления задвижки․ Дата изготовления позволяет определить срок службы задвижки․
Помимо стандартной маркировки, на задвижках могут быть указаны дополнительные сведения, например, номер сертификата соответствия, тип покрытия, принадлежность к определенному типу трубопровода и т․д․
Маркировка задвижек⁚ расшифровка обозначений
Расшифровка обозначений на маркировке задвижек позволяет получить полную информацию о ее характеристиках и назначении․ Для удобства понимания, рассмотрим пример маркировки задвижки⁚
Пример маркировки⁚ 30с41нж 100х40 Ду100 PN16 ГОСТ 9544-2019
Расшифровка⁚
- 30с41нж⁚ обозначение типа задвижки․
- 30⁚ условное обозначение клиновой задвижки․
- с⁚ обозначение материала корпуса ― сталь․
- 41⁚ обозначение материала затвора ⎻ сталь․
- нж⁚ обозначение типа уплотнения ⎻ неметаллическое (резиновое, фторопластовое);
- 100х40⁚ условный проход (Ду) и номинальный диаметр (DN) задвижки, в данном случае ⎻ 100 мм․
- Ду100⁚ условный проход задвижки, соответствующий внутреннему диаметру трубы, на которую она устанавливается․
- PN16⁚ рабочее давление задвижки, в данном случае ⎻ 16 кгс/см²;
- ГОСТ 9544-2019⁚ номер и год издания ГОСТа, по которому изготовлена задвижка․
Важно отметить, что конкретные обозначения и их расшифровка могут отличаться в зависимости от производителя и типа задвижки․ Однако, основные принципы маркировки задвижек остаются неизменными․
Для более детальной расшифровки маркировки рекомендуется обращаться к технической документации производителя задвижки․