Металл (музыкальный жанр)
Метал характеризуется «тяжёлыми» риффами электрогитар, искажённых эффектом дисторшн, затяжными гитарными соло и агрессивным ритмом.
Метал имеет достаточно большое число стилей, от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический хеви-метал) до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей [3] (дэт-метал, блэк-метал и т. п.).
Музыка «металлических» жанров распространена практически во всех странах, но наиболее крупные сцены сформировались в северной Европе (Британия, Скандинавия, Германия) и северной Америке (США, Канада). Во всех странах Европы, включая Россию, существуют развитые региональные сцены, так же как и в Бразилии, Японии и многих других неевропейских странах. На Ближнем востоке, за исключением Израиля и Турции, тяжёлый рок менее развит из-за жёстких цензурных ограничений.
Поклонников метала называют металлистами или металхэдами (англ. metalhead ).
Содержание
Название
Относительно происхождения названия «тяжёлый метал» — «Heavy metal» — существует несколько версий и несколько источников. Это выражение возникло в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их сленг — остается предметом дебатов.
Писатель Уильям Берроуз в 1962 году, за десятилетие до формирования жанра, использовал словосочетание «Heavy metal» в романе «Нова Экспресс», описывая инопланетян. («Тяжелые металлические Люди с Урана, окутанные прохладной голубой дымкой испарившихся банкнот… И Люди-Насекомые Минро с металлической музыкой…») [4] Слова «Heavy metal thunder» есть в песне группы [5] Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность. [6]
Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применен к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led Zeppelin и Black Sabbath. [7] [8] Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хэви-металом», которые сейчас считаются разными жанрами.
В английском языке нет различия между «металом» как общим направлением и его изначальным, классическим видом «хэви-метал». Однако в других языках, в том числе в русском, понятия считаются отдельными.
Существуют разные мнения относительно того, как должен называться этот стиль на русском языке. В Рунете наиболее распространено написание «мета́лл», что является переводом на русский английского слова metal . Другой распространенный вариант написания «ме́тал» — прямая транскрипция английского слова. Словарями этот вопрос не урегулирован, и оба варианта считаются приемлемыми. Так, «Энциклопедия отечественной рок-музыки» использует вариант «метал» [9] . В названиях подстилей чаще всего используется второй вариант (спид-ме́тал, пауэр-ме́тал и т. д.)
Характеристики
Основные характристики метала — «тяжёлые» риффы, исполняемые на электрогитарах со звуком, искаженным эффектом дисторшн, продолжительные гитарные соло, плотная ритм-секция бас-гитары и ударных, и резкий, энергичный вокал. Различные поджанры по-разному отражают, изменяют эти атрибуты, или лишаются некоторых из них. Корни метала — в блюз-роке, но жанр ушел от импровизационности и негритянской мелодики блюза к более жесткому и помпезному «европейскому» мелодизму, лишенному свинга. [10] По мнению критика New York Times, в родословном древе популярной музыки, метал — один из важнейших видов рока — это стиль с меньшим синкопированием, большим элементом шоу и культом силы. [11] Из всех видов рок-музыки, метал является наивысшей точкой громкости, мужественности и театральности, пишет [12]
Типичный состав метал-группы включает в себя ударника, бас-гитариста, соло-гитариста, ритм-гитариста, и вокалиста, который чаще всего не играет на других инструментах. Некоторые группы используют клавишные инструменты в аранжировке. Это характерно для групп в таких жанрах, как прогрессив-метал и симфоник-метал. Остальные инструменты для метала нетипичны, хотя существуют экзотические примеры использования виолончели, скрипки, флейты, саксофона или народных инструментов. Как правило, такие инструменты в метале играют роль аранжировки и не являются основными.
Электрогитара и мощь звука, усиленного комбиками, исторически остается центральным элементом метала. Гитаристы часто играют с использованием педалей дисторшна, чтобы создавать перегруженный, «тяжёлый» звук. С начала 80-х группы стали традиционно использовать двух гитаристов. В таких группах, как Iron Maiden и Judas Priest, два-три гитариста исполняют попеременно и соло, и ритм-партии.
Центральный элемент метал-композиции это гитарное соло. По мере развития жанра, все более сложные и скоростные соло и риффы становились приметами стиля. Гитаристы используют тэппинг и другие приемы скоростной игры, и многие поджанры метала требуют виртуозной игры.
Центральная роль гитариста в метале разрушает традиционную в рок-музыке роль лидера-фронтмена, которую обычно брал на себя вокалист. Это создает некое подобие двойного лидерства или даже конкуренции. Метал требует подчинения вокала общему звучанию группы. Виды вокала в метале разнообразны: это и многооктавные высокие тенора, как Брюс Диккинсон и Ронни Дио, и хриплые низкие голоса Джеймса Хэтфилда и Лемми Килмистера, и «гроулинг» — низкий рык дэт-метал вокалистов, и «скриминг» — кричащий вокал, и женские оперные сопрано (Тарья Турунен) [13] .
Бас-гитара играет также важную роль в метале, создавая тот низкий звук, который делает музыку «тяжёлой». Басовые партии в метале разнообразны. В некоторых группах бас-гитара является ключевым инструментом — так, басист дэт-метал, блэк-метал) бас-гитара может быть тоже искажена эффектом дисторшна, чтобы добитсья более «тяжёлого» или «грязного» звука. Другие используют пяти- и даже шестиструнные басы.
Ударная партия в метале играет большую роль. От ударников требуется большая скорость и координация, чтобы играть сложные и скоростные ритм-партии. Ударная установка для метал-группы обычно использует намного больше оборудования, чем стандартная. В неё обязательно входят басовый барабан (чаще два, или с карданом), а также расширенные комплекты тарелок и томов.
История развития
Появившись в начале и середине 1970-х, метал прошел длительный путь развития и разветвления. Начавшись в 70-х как единый стиль (хэви-метал), металлическая музыка достигла пика популярности в 80-е, после чего породила более экстремальные свои формы, а в 90-е и в настоящее время пережила период «кроссоверов», смешений с другими жанрами музыки. На данный момент, насчитывается более десятка основных его поджанров, и еще больше — смешанных и региональных разновидностей.
Хэви метал — история музыкального жанра
Heavy Metal – музыкальный жанр, ставший основоположником метал-музыки, ныне объединяющей более двух дюжин стилей. Хэви появился в семидесятых и за почти 50 лет претерпел немало взлетов и падений, но неизменно возвращался на вершину.
Откуда родилось название жанра, и почему прижилось именно название «Хэви метал», а не «твердый кирпич»?
История Heavy Metal
Появлением этого термина мир обязан сразу нескольким личностям, которые постепенно внедрили его в сферу музыки.
Первое упоминание термина «heavy metal» произошло в романе Уильяма Берроуза в 1962 году.
Спустя 6 лет группа Steppenwolf использовала фразу «heavy metal thunder» в песне Born to be Wild, ставшей их главным хитом.
В 1970 году группа Sir Lord Baltimore выпустила альбом Kingdom Come. Именно в отношении этого альбома был впервые применён термин Heavy Metal.
Чуть позже этим словосочетанием стали описывать альбомы Black Sabbath и Led Zeppelin – в то время хард-рок и хэви-метал не отделялись на два жанра.
Основателями хэви метал считается именно бирмингемский коллектив Black Sabbath. Мрачное звучание группы обусловило формирование нового стиля, столь популярного сейчас. А причиной этого стал несчастный случай на заводе. Тони Айомми готовился в тур с группой, но в последний день станок отхватил ему подушки пальцев. Ему пришлось нанизать бутылочные пробки на кончики, но это причиняло боль, и Айомми вынужден был опустить струны, создав мрачное звучание, характерное для творчества группы Black Sabbath.
Первые альбомы Black Sabbath стали классикой, а песни до сих пор считаются эталонами для всех групп, играющих метал.
Black Sabbath повлияли на творчество многих групп, о чём всегда говорят участники Slayer или Metallica. Многие из групп на картинке ниже обязаны своим появлением именно саббатам.
Новая волна британского хэви метал (NWOBHM)
К середине 70-х влияние хэви метал стало спадать – на смену приходил жанр панк, выражающий протест против прогрессивного рока и набирающий обороты. Виртуозная игра на гитаре сменилась бесшабашным молотиловом, которое привело к созданию hardcore и затем Thrash Metal.
Казалось Heavy Metal сошёл на нет, но Бирмингем родил ещё один коллектив – Judas Priest. Британцы предложили новый способ вернуть популярность.
Замечательный вокал Хэлфорда и отточенные двойные соло Даунинга и Типтона — это хорошо. Но группа пошла дальше. Роб Хэлфорд, заглянув в лондонский секс шоп, нашел примечательные атрибуты, ставшие символикой хэви метал. Группа облачилась в кожу на альбоме 1978 года Killing Machine. Об этом упоминается в песне Hell Bent for Leather.
Также появляется и фирменная куртка Роба Хэлфорда, состоящая сплошь из металлических заклепок. Вскоре все участники метал групп стали носить кожаные штаны, куртки и добавлять металлические элементы в одежду.
Жанр начал оживать, но настоящий прорыв хэви метал совершил в 1980-е годы. В это время по обе стороны Атлантики формировались разные стили. В Британии набирала силу новая волна британского хэви метал или NWOBHM. Яркими представителями стали Diamond Head и особенно Iron Maiden, завоевавшие бешеную популярность в Англии своими ранними альбомами.
После прихода в группу в 1982 году Брюса Дикинсона группа произвела мировой фурор. Альбом «Number of the beast» стал выходом на новый уровень, сделавший «железных дев» группой, на которую стали ровняться.
В те годы в Европе блистали не только британские Saxon или Def Leppard. В Германии появилась группа Accept, ставшая достойным продолжателем линии Scorpions. Их ранние пластинки считаются не менее значимыми, чем работы лучших британских коллективов.
Американский хэви метал – расцвет Glam Metal
За океаном появился совсем другой стиль метала. Glam Metal – это яркие одежды, зачастую женские, макияж и маникюр, делавшие группы похожими на девушек, но бешено популярными.
Тогда метал стал самым популярным стилем музыки, его транслировали по всем каналам, особенно помог раскрутке стиля MTV.
В это время появляются другие стили метал музыки – Thrash Metal и Power Metal, а также экстремальные стили, такие как Black и Death Metal.
Heavy Metal в СССР
В СССР метал-музыка стала популярной в середине 1980-х. Особое влияние на развитие хэви метал оказали группы «Ария» и «Черный кофе». Чуть позже на советской сцене зажглись и другие имена, среди которых особенно ярко светилось название «Мастер».
В 90-е влияние хэви метал стало падать. Популярность альтернативного рока свела на нет его былую славу. Но ветераны метала по-прежнему пользуются популярностью, дают многочисленные концерты и выпускают свежие альбомы.
Например, группа Black Sabbath выпустила в 2013 году новый альбом, после 20 лет молчания, причем вместе с первым вокалистом – Оззи Осборном.
Другие корифеи из Англии — Judas Priest и Iron Maiden также периодически выпускают новые диски.
Как «сатанинский грохот» стал мэйнстримом, или почему Heavy Metal полезен для здоровья
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как появился хэви-метал? Почему долгое время он считался не музыкой, а грохотом? Сегодня этот стиль считают своим люди различных возрастов и социальных прослоек. Субкультура андеграунда стала массовым явлением. Либерализм, гендерная нейтральность и даже психотерапия — таковы противоречивые вехи истории тяжёлого метала, музыки свободы.
Секрет успеха стиля Heavy Metal, который сегодня считается эталоном консервативности в том, что он не навязывает идеологию и постоянно меняется. Тяжело поверить, наверное, но так было далеко не всегда. В 70-е годы металисты наводили на простых обывателей первобытный ужас. Длинные волосы, кожанки с заклёпками и дикий по всеобщему мнению грохот, который мгновенно окрестили адским шумом.
Сейчас хэви-метал привлекает самую широкую аудиторию, которая состоит из самой разношёрстной публики и включает в себя и хипстеров, и банковских служащих, и поклонников классической музыки.
Бабушки из дома престарелых в городе Хайде едут на крупнейший в мире фестиваль тяжелой музыки Wacken Open Air в 2019 году
Если бы не карантин в связи с COVID-19 фанаты стиля наслаждались бы сейчас любимой музыкой на всемирно известном фестивале Wacken Open Air в Германии. Обычно он проходит с полным аншлагом.
Хэви — музыка для всех
Вплоть до начала девяностых СМИ всего мира демонизировали метал. В чём только музыкантов не обвиняли! Прославление запрещённых веществ и насилия, даже в поклонении дьяволу! Не скажу, что металистов это огорчало. Имидж «плохих парней» даже доставлял им некоторое удовольствие.
Метал уходит своими корнями в блюз, точно также как и рок. Истинными его первопроходцами являются такие монстры, как Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath. Они первые ушли от психоделики семидесятых и стали играть тяжёлые скоростные риффы. Именно такое звучание породило хэви-метал.
Роберт Плант и Джимми Пэйдж — вокалист и гитарист одной из самых влиятельных групп всех времён и народов.
Поклонниками нового стиля стали в основном представители рабочего класса. Чуть позже, для себя открыли эту громкую жёсткую музыку «хорошие детки», чем привели в ужас своих консервативных родителей. Конечно, когда Ричи Блэкмор расшиб в щепки свою гитару на концерте, что могли подумать добропорядочные граждане? Но музыка хэви обладает чрезвычайно высокой толерантностью и способна пленять сердца многих, самых разных людей.
Карстен Шумахер (Carsten Schumacher), музыкальный журналист и фанат метала с начала восьмидесятых, говорит: «Ты можешь быть чернорабочим или профессорским сынком, это не имеет значения. Важно, что ты разделяешь общую страсть, отграничиваешься так как надо от мейнстрима и понимаешь то, что другим кажется нелепым».
Музыка протеста
Хэви-метал стал религией для тех, кто ненавидит рамки и не хочет быть серой массой, кого раздражает мэйнстрим и его представители. Металическая среда объединила всех. Здесь было комфортно людям без особых пристрастий и ролевикам, вундеркиндам и двоечникам.
Развитие стиля не стояло на месте. Он претерпел массу трансформаций и разделился на множество подстилей: пауэр-метал, спид-метал, трэш-метал, фолк-метал и еще много-много других. Сложная история хэви-метал — это зеркало ушедшего столетия. Многоликого века всевозможных крайностей. Непреходящий успех жанра обусловлен балансом нерушимого постоянства и бесконечных экспериментов. Метал никогда не был жёсткой идеологией. Основа этой музыки, её свет и сила — это свобода.
Представители этого музыкального направления, скорее даже культуры, всё время шли вперёд, осваивая новое звучание и привнося его в жанр. Метал — музыка экспериментов. Здесь есть место и джазовым соло, и средневековой лире. Даже не комильфо синтезаторы нашли в хэви своё место со временем.
Йорг Шеллер (Jörg Scheller), искусствовед и журналист ярко и подробно описал в своей книге «Метаморфозы. Невероятные перемены тяжелого метала» (Metalmorphosen. Die unwahrscheinlichen Wandlungen des Heavy Metal) то, как андеграундная бунтарская субкультура стала массовым феноменом. Шеллер провёл подробное исследование этой темы и его чрезвычайно удивил факт использования хэви-метал различными компаниями для рекламы. Журналист считает, что сегодня этот жанр воспринимается людбми, как забавный маскарад и прекрасно процветающий бизнес.
Музыкальный эксперт считает, что в либеральном обществе любая субкультура и неформальное молодёжное движение со временем становятся частью мэйнстрима. В таком обществе как наше это неизбежно, ибо нет ничего такого, что нельзя было бы сделать нормой. В фундаментальных теократиях такое, конечно, маловероятно. Например, если взять такую страну, как Иран, то там это до сих пор глубокий андеграунд.
Карстен Шумахер говорит, что в наше время метал — это эталон качества. Музыканты и фанаты этого стиля считаются весьма уравновешенными людьми. Грубо говоря, чем тяжелее музыка, тем спокойнее среда. «Регулярные выбросы внутренней агрессии в креативном контексте — это своего рода психогигиена. Не в последнюю очередь из-за этого на металлических фестивалях практически не бывает драк» — добавляет журналист.
Главный принцип — свобода
Метал — когда-то был мрачным сердцем тяжёлого рока. Теперь, получается элемент маскультуры и легко усваиваемый жанр? Искусствовед Йорг Шеллер неоднократно говорил об этом: «Суть метала, его ядро — это свобода». Сегодня в этом плане ничего не изменилось. Музыка изменяет мир. Только происходит это не так быстро. Она проникает в умы и сердца, постепенно изменяя их. У всех есть возможность выразить себя, свою суть и внутренний мир. Раньше нельзя было представить рок или метал с женским вокалом. Сейчас этот жанр позволяет женщинам формировать новые образы для общества. Когда-то Элвис Пресли сформировал новый мужской образ в обществе. В наши дни это уже никого не удивляет.
Музыковед Карстен Шумахер говорит о том, как эта музыка освобождает души: «Я постоянно ищу новые группы, которые появляются повсюду. Метал играют во всём мире. Когда мне приходится слушать группы из Танзании, Ирана или Индонезии, я слышу, как они освобождаются с помощью этой музыки, я чувствую связь с этими людьми».
Метал выгодно отличается от бесконечного большинства других музыкальных жанров тем, что он может быть одновременно пафосным и ироничным, серьёзным и игривым, виртуозным и простым. Самое главное в этом жанре то, что он не отвергает различные социальные несправедливости, жестокость этого мира, зло, войны. Он пропускает это через себя, чудесным образом превращая это в реальные образы. Тексты песен, музыка вскрывают самые глубокие и тяжёлые нарывы нашего общества, выпуская гной и очищая. Музыка становится лекарем душ человеческих.
Инструменты из мусора, бездомный калека и прекраснейшая музыка. Прочтите нашу статью о том, как слепой бездомный в костюме викинга стал одним из самых влиятельных композиторов 20 века.
Источник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1034396
Источник https://rock-history.ru/styles/heavy-metal-istoria-stilya.html
Источник https://kulturologia.ru/blogs/040720/46875/