Индустриальное масло — виды, характеристики, применение
Индустриальные масла – это смазочные материалы нефтяного происхождения, которые применяются:
-
для уменьшения сил трения между поверхностями взаимоперемещающихся деталей машин и механизмов;
в качестве СОЖ при механической обработке металлов, основы для приготовления гидравлических жидкостей и технических смазок различного назначения.
Основные производители индустриальных масел в России и мире
Неизменные лидеры российского рынка индустриальных масел – ПАО «ЛУКОЙЛ» (производит 45% валового объема технических смазочных материалов), ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть» (их доли составляют соответственно 20% и 14%).
Из зарубежных марок технических смазок в России наиболее популярны Shell, Castrol, Mannol, ZIC, Mobil, Elf, Total.
В связи с резким падением курса рубля и политикой импортозамещения, проводимой российским правительством с 2014 года, спрос на индустриальные смазочные материалы иностранного производства неуклонно снижается. И если в розничном сегменте потребители еще отдают предпочтение дорогим импортным продуктам, то в промышленности отмечается устойчивая тенденция к переходу на бюджетные технические смазки.
Серьезными конкурентами авторитетных мировых брендов становятся молодые марки, в числе которых WEGO (Чехия), ADWA и ORLEN OIL (Польша).
Классификация индустриальных масел
По способу производства различают три вида индустриальных масел:
дистиллятные – продукты вакуумной перегонки мазута. Имеют высокую термостабильность и хорошие вязкостно-температурные свойства при слабой смазывающей способности;
остаточные – получают способом деасфальтизации тяжелых остатков нефтепереработки (гудронов и полугудронов). Превосходят дистиллятные по смазывающим свойствам, уступают по вязкостно-температурным показателям, термостабильности;
компаундированные – производят путем смешивания дистиллятных и остаточных масел в пропорциях, необходимых для получения заданных технических параметров.
Современная классификация индустриальных смазочных материалов по ГОСТ 17479.4-87 основана на их разделении по областям назначения (на 4 группы) и применения (на 5 подгрупп), кинематической вязкости при t40°С (на 18 классов).
Индустриальные масла — виды и применение
К техническим характеристикам, от которых в наибольшей степени зависит применение индустриальных смазок, относятся:
вязкость и плотность – влияют на предельную несущую способность масляной пленки (учитываются значения этих параметров при нормальной, минимальной и максимальной рабочей температуре);
температуры застывания, вспышки, воспламенения – от этих показателей зависит температурный диапазон эксплуатации оборудования, пожаро- и взрывобезопасность производства;
удельная теплоемкость – чем она выше, тем лучше охлаждающее действие смазочного материала.
Индустриальные масла без присадок используются в тех сферах, где нет повышенных требований к эксплуатационным свойствам смазочных материалов, а легированные – при необходимости применения смазок с улучшенными техническими характеристиками.
Правильно выбрать индустриалку для конкретных условий эксплуатации помогает маркировка по ГОСТ 17479.4-87. Она состоит из разделенных дефисом знаков, первым из которых для всех марок является буква «И». Далее следуют:
прописная буква Л, Г, Н или Т – указывает на группу по назначению (Таблица 1);
прописная буква А, В, С, Д или Е – определяет наличие в составе масла функциональных присадок (Таблица 2);
цифры, обозначающие класс кинематической вязкости (Таблица 3).
Таблица 1
Рекомендуемая область назначения
Легко нагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения)
Тяжело нагруженные узлы (зубчатые передачи)
Таблица 2
Рекомендуемая область применения
Нефтяные масла без присадок
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, содержащие антифрикционные сплавы цветных металлов, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел
Таблица 3
Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм 2 /с (сСт)
Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм 2 /с (сСт)
Самыми востребованными индустриальными смазками являются веретенные масла.
Масло веретенное (веретенка): ГОСТы 20799-88 и 1642-75
Главное преимущество веретенки состоит в том, что она сохраняет эксплуатационные свойства в температурном диапазоне от -35°С до +100°С.
Веретенные масла марки А, которые производят по ГОСТ 20799-88, используются в качестве смазочных материалов и гидравлических жидкостей для машин и механизмов, работающих с малой и средней нагрузкой, в щадящих условиях (при рабочих температурах до +60°С, отсутствии контакта с агрессивными средами). Сферу их применения легко определить, если воспользоваться соответствующим обозначением по ГОСТ 17479.4-87:
Обозначение по ГОСТ 17479.4
Смазка для легконагруженных узлов и механизмов с частотой вращения 15-35 тыс. об/мин (подшипников, втулок шпинделей и т.д.).
Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:
подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.
Рабочая жидкость для объемных гидроприводов станочного оборудования, строительно-дорожной техники при температурах до -5°С.
Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:
подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.
Рабочая жидкость для легконагруженных объемных гидроприводов станочного оборудования, строительно-дорожной техники при температурах до -20°С.
Рабочая жидкость для легко- и средненагруженных гидросистем металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.
Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станочного оборудования.
Рабочая жидкость для гидросистем легко- и средненагруженных металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.
Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.
Рабочая жидкость для средненагруженных гидросистем металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.
Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.
Рабочая жидкость для гидросистем тяжелонагруженных станков, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.
Смазка для тихоходных, тяжелонагруженных машин и механизмов.
Для применения в гидросистемах дорожной и строительной техники, других специальных целей используется легированная веретенка марки АУ, состав и технические характеристики которой регламентирует ОСТ 38.01412—86 (действует вместо отмененного ГОСТ 1642-75). Благодаря глубокой депарафинизации она не застывает при температурах до -45С.
Отличие индустриальных масел от компрессорных и моторных
Моторные и компрессорные масла подвергаются воздействию высоких температур, резких перепадов давлений, агрессивных сред. Поэтому в их состав вводят антикоррозионные, термостабилизирующие, декомпрессионные, моющие, противопенные и прочие дорогостоящие присадки.
Индустриальные смазочные материалы работают в щадящих температурных условиях при стабильных нагрузках. Это позволяет применять для смазки узлов трения дешевые масла без присадок (веретенные) либо с минимальным их количеством.
Ключевые технические характеристики при выборе индустриалки – вязкость, температура застывания и вспышки. Выбирая моторное или компрессорное масло, следует учитывать еще и его термостабильность, температуру воспламенения, склонность к коксованию и нагарообразованию, испаряемость.
Опасность индустриальных масел для человека и окружающей среды
При соблюдении правил транспортировки и хранения по ГОСТ 1510 гарантийный срок годности индустриальных масел составляет 5 лет с даты изготовления. Далее их применение допускается после проверки качества по ГОСТ 20799-88.
Согласно ГОСТ 12.1.007 опасность индустриальных масел для организма человека зависит от ПДКр.з. (предельно допустимой концентрации углеводородных паров в воздухе рабочей зоны): при ПДКр.з. = 300 мг/м3 они относятся к 4-му классу опасности, при ПДК р.з. = 5 мг/м3 – к 3-му.
Отработанные смазочные материалы относятся к промышленным отходам 3-го класса опасности, поэтому требуют специализированной утилизации или переработки.
Масло индустриальное – где используется, характеристики
Индустриальные масла представляют собой смазочные материалы средней и малой вязкости, полученные из нефтепродуктов методом дистилляции. Такие масла используются как охлаждающие жидкости, смазка в коробках передач различных механизмов, а также в роли основы для технологических смазок разного назначения. К индустриальным маслам предъявляется более скромный список требований, чем к другим видам смазочных материалов
Дело в том, что в отличие от транспорта и технических средств, станки и другие стационарные механизмы меньше нагреваются, но требуют больших заправочных объемов. Щадящий температурный режим в закрытых помещениях существенно снижает требования к характеристикам индустриальных масел. Поэтому для смазывания промышленного оборудования целесообразно использовать дешевые минеральные масла без большого количества присадок.
Сферы применения
Даже в сравнение с сотнями миллионов автомобилей (с моторным маслом в картере), объемы использования индустриального масла составляют не менее 30% от общего количества смазывающих жидкостей.
Практически любой промышленный механизм, начиная от швейной машинки, и заканчивая прокатным станом размером с 5-этажный дом – требует смазки, охлаждения, защиты от коррозии.
Кроме того, применение индустриального масла типовой вязкости 5-50 мм²/с в качестве сырья для технологических смазок, составляет не менее 20% от общего производимого объема.
Отдельная область использования – гидравлика.
Любая жидкость практически несжимаема. Однако использовать обычную воду в поршнях гидравлических механизмов нельзя. Кроме передачи давления и силы, необходимо обеспечить смазку и защиту от коррозии. Идеальная субстанция – масло.
Еще одна интересная сфера применения – гидравлические опоры. Тяжелые механизмы, при вибрации оказывают разрушающее воздействие на фундаменты или конструкционные элементы сооружений, в которых они размещены.
Индустриальное масло работает как своеобразный демпфер, или даже амортизатор, способный выдерживать нагрузки любого уровня.
Общий перечень механизмом и машин, в которых используется этот продукт:
- металлорежущие станки;
- слесарное механизированное оборудование;
- текстильные машины;
Что такое индустриальное масло?
Определение этих жидкостей не укладывается в одну фразу. Оно должно содержать принципы производства, основные характеристики индустриального масла, и область применения.
Если не вдаваться в подробности: это продукт переработки нефти (без применения синтеза), полученный с помощью дистилляции или остаточной переработки, и предназначенный для смазки механизмов и заполнения гидравлических систем.
Главная особенность, определяющая характеристики продукта – дешевизна производства. На первое место выходит степень очистки масла, а не насыщение его дополнительными присадками.
Форум про индустриальные масла — видео
Что такое индустриальное масло в сравнении с автомобильным? Это жидкость с минимальным количеством дорогостоящих добавок, с малым и средним коэффициентом вязкости.
Этот расходник эксплуатируется в условиях, куда более щадящих, чем в двигателе автомобиля. Поэтому цена (а стало быть затраты при производстве) должна быть минимальной.
Существует как минимум 8-10 градаций индустриальных масел по областям применения. Продукт отличается по физико-химическим показателям. Единственное, что объединяет свойства продукта – это класс безопасности по ГОСТ 12.1.007. • 4 класс опасности при содержании паров в рабочей зоне до 300 мг/м³; • 3 класс опасности при содержании паров в рабочей зоне до 5 мг/м³.
Чем отличается от синтетических масел?
Часть оборудования имеет открытые пары трения с расчётом на систематическую смазку с соответственно повышенным расходом масла.
В целом это создаёт предпосылки к использованию более дешёвых и простых в производстве масел.
При этом такие масла не содержат синтетические компоненты и высококачественные присадки.
Эксплуатация промышленного оборудования в помещениях со щадящими температурными условиями в большой мере снимает проблему «всесезонности» масла, характерную для транспорта.
В чем преимущество такого соотношения?
Рассмотрим требуемые характеристики на примере гидравлического оборудования. Для нормальной работы компрессора требуется средняя вязкость, при температуре от +20℃ до +40℃. При работе в таких условиях обеспечивается плотность 880 кг/м³ – 890 кг/м³.
Если механизм будет работать в условиях крайнего Севера, необходимо подбирать состав с куда меньшей вязкостью, которая не позволит маслу загустеть при экстремально низких температурах.
При этом, требуемые для гидравлики показатели плотности не выйдут за граничные пределы, и механизм будет работать при -40℃.
Эти параметры определяются не в каждом образце, а единожды во всей партии, полученной при непрерывном производстве масла. В соответствии с таблицей вязкости, плотности, и остальных показателей индустриального масла, присваивается соответствующая категория.
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |||||||
И5А | И8А | И12А | И12Аt | И20А | ИЗ0А | И40А | И50А | ||
Кинематическая вязкость при 40 :С. мм2/с | 6-8 | S-11 | 13-17 | 13-17 | 25-35 | 41-51 | 61-75 | 50- 110 | По ГОСТ 33 или приложению А (1) |
Кислотное число мг КОН на 1 г масла, не более | 0 02 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.03 | 0.05 | 0.05 | 0.05 | По ГОСТ 5585 или ГОСТ 11362 |
Зольность. %. не более | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | По ГОСТ 1461 |
Массовая доля серы в маслах из сернистых нефтей. %. не более | 1.0 | 1.0 | 1.0 | 1.0 | 1.0 | 1.0 | — | 1.1 | По ГОСТ 1437 или приложению А (2) |
Содержание механических примесей | Отсутствие | По ГОСТ 6370 | |||||||
Содержание воды | Следы | По ГОСТ 2477 | |||||||
Плотность при 20 0 С. кг/м3. не более | 870 | 880 | 880 | 880 | 850 | 850 | 900 | 910 | По ГОСТ 3900 |
Температура застывания °С. не выше | -18 | -15 | -15 | -30 | -15 | -15 | -15 | -15 | По ГОСТ 20287 |
Цвет на колориметре ЦНТ. единицы ЦНТ. не более | 1.0 | 1.5 | 1.5 | 2.5 | 2.0 | 2.5 | 3.0 | 4.5 | По ГОСТ 20284 |
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле СС. не ниже | 140 | 150 | 170 | 165 | 200 | 210 | 220 | 225 | По ГОСТ 4333 |
Стабильность против окисления: приращение кислотного числа окисленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более приращение смол, %. не более | 0.20 | 0.20 | 0.20 | 0.20 | 0.30 | 0,40 | 0.40 | 0.40 | По ГОСТ 18136. ГОСТ 15886. лп.3.2 и 3.4 настоящего стандарта |
1.5 | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 2.0 | 3.0 | 3.0 | 3.0 | ||
Содержание растворителей в маслах селективной очистки | Отсутствие | По ГОСТ 1057 или ГОСТ 1520 | |||||||
Содержание водорастворимых кислот и щелочей в маслах щелочной очистки | Отсутствие | По ГОСТ 6307 |
Назначение и основные требования к индустриальным маслам.
Масла этой группы предназначены для смазывания узлов трения различных машин и механизмов промышленного оборудования (металлорежущих станков, прессов, прокатных станов, различных бумагоделательных и текстильных машин и приборов и т.д.) и должны, прежде всего, снижать трение в подвижных сопряжениях и износ трущихся деталей. Смазываемые узлы трения промышленного, оборудования по нагрузкам, скоростям относительного перемещения и рабочим температурам существенно отличаются как друг от друга, так и от соответствующих узлов трения, используемых на транспорте.
Разнообразие узлов трения, смазываемых индустриальными маслами, а, следовательно, условий, в которых они эксплуатируются, обусловливает разнообразие требований, предъявляемых к ним. Так, основным требованием к маслам для легконагруженных узлов трения (таких, как шпиндели, подшипники скольжения и сопряженные с ними узлы трения) является необходимость обеспечения требуемой вязкости масел при рабочих температурах, высокого индекса вязкости и оптимального пьезокоэффициента вязкости (при давлениях свыше 50 МПа), а также способности эффективно снижать трение в режиме граничной смазки, в котором узел трения работает при пуске и малых скоростях относительного перемещения.
К маслам, применяемым в качестве рабочих жидкостей для гидросистем металлорежущих станков, автоматических линий, прессового и другого оборудования, предъявляются требования малосжимаемости и обеспечения требуемой вязкости при рабочих температурах и давлениях.
Особенностью работы подвижных узлов станков с направляющими скольжения является их склонность к скачкообразному перемещению при малых скоростях скольжения (0,016…3,3 мм/с) и контактных давлениях (до 1 МПа), т.е. к так называемым фрикционным автоколебаниям, что не позволяет осуществить равномерную подачу инструмента, снижает точность и качество обработки. Поэтому основным требованиям к маслам, предназначенным для смазывания направляющих скольжения, является обеспечение хороших смазочных и противоскачковых свойств.
В наиболее тяжелых условиях работают масла, предназначенные для смазывания зубчатых передач. Рабочие температуры в промышленных редукторах меняются в широких пределах – от температуры окружающей среды до 120-130° С и выше. Скорости на линии зацепления для червячных редукторов могут достигать 25 м/с. На масло воздействует энергия, превышающая 1 кДж/кмоль, напряжение сдвига составляет 104-105 Па. Сопряжения зачастую работают в условиях граничной или смешанной смазки. Основными требованиями к маслам этой группы являются обеспечение высоких противоизносных, противозадирных и антифрикционных свойств, способность стабилизировать коэффициент трения, обеспечивая плавное и устойчивое скольжение, а также обеспечение оптимальной вязкости, индекса вязкости и пьезокоэффициента вязкости; достаточно высокой температуры вспышки и достаточно низкой температуры застывания.
Базовой основой для приготовления индустриальных масел в основном служат нефтяные масла. Обычно используют смеси масел различной глубины очистки с уровнем вязкости от 2 до 1650 мм2/с при 40° С. Основные характеристики масел – вязкость и индекс вязкости. Современные индустриальные масла имеют высокие индексы вязкости (85 и более, для загущенных масел – до 200). Для смазывания промышленного оборудования применяют преимущественно масла без присадок, реже с присадками. Для приготовления индустриальных масел с присадками в качестве базовых используют нефтяные масла соответствующего уровня вязкости из смеси сернистых нефтей различной глубины селективной очистки. В зависимости от назначения масла выпускают сериями. Масла одной серии отличаются по уровню вязкости и физико-химическим свойствам, но содержат одну и ту же композицию присадок.
Индустриальное масло — ГОСТ, характеристики, классификация
Масло индустриальное является продуктом нефтяной переработки. Оно применяется в промышленности для смазывания различных двигающихся элементов машин, а также используется в качестве жидкости для гидравлических систем. В общем объеме производства смазочных масел доля индустриальных масел превышает 30 %. Они подразделяются на масла общего и специального назначения.
Индустриальные масла общего назначения служат для смазывания наиболее широко распространенных узлов и механизмов оборудования различных отраслей промышленности — металлорежущих станков, редукторов, текстильных машин и передач прокатного, кузнечного и прессового оборудования. Они представляют собой очищенные дистиллятные и остаточные масла и их смеси и подразделяются на легкие, средние и тяжелые. Масла серии «И» не содержат в своем составе присадок, масла серии «ИГП» содержат антиокислительную, противокоррозионную и антипенную присадки.
Индустриальные масла специального назначения обычно содержат присадки и предназначены для использования в узких или специфических областях.
Классификация индустриальных масел
Классификацию и обозначение индустриальных масел, применяемых в промышленном оборудовании устанавливает ГОСТ 17479.4-87.
Обозначение индустриальных масел состоит из четырех групп знаков, первая из которых обозначается буквой И — индустриальное, вторая — прописными буквами, обозначающими принадлежность к группе (группам) по назначению, третья — прописными буквами, обозначающими принадлежность к подгруппе масел по эксплуатационным свойствам, четвертая — цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости при 50 °С.
В зависимости от области примения индустриальные масла подразделяют на группы:
- Л — легко нагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения);
- Г — гидравлические системы;
- Н — направляющие скольжения;
- Т — тяжело нагруженные узлы (зубчатые передачи).
В зависимости от состава (наличия соответствующих функциональных присадок) индустриальные масла подразделяют на группы:
- А — нефтяные масла без присадок — применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел;
- В — нефтяные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками — применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел;
- C — нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками — применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, содержащие антифрикционные сплавы цветных металлов, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносным свойствам масел;
- Д — нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками — применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел;
- Е — нефтяные масла с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками — условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел.
Технические характеристики индустриальных масел общего назначения
Источник https://oilcool.ru/article/industrialnoe_maslo_vidy_kharakteristiki_primenenie/
Источник https://kamuflyzh.ru/instrument-i-oborudovanie/plotnost-industrialnogo-masla.html
Источник https://stanok-kpo.ru/stati/industrialnoe-maslo-gost-harakteristiki-klassifikatsiya.html