Плановая экономия, или как написать программу энергосбережения
Развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности является задачей номер один соответствующей Госпрограммы . Поэтому вопросы составления программ по энергосбережению будут актуальны для бюджетных учреждений и в наступившем 2014 г., и в последующих. Поговорим о том, как составлять эти программы и что в них указывать.
Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 N 512-р.
Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности (далее — программы энергосбережения) составляются всеми бюджетными учреждениями. Содержание, требования и инвестиционные составляющие программ энергосбережения организаций с участием государства или муниципального образования определены в ст. 25 Закона об энергосбережении . Согласно п. 9 ст. 2 указанного Закона государственные или муниципальные учреждения входят в группу организаций с участием государства или муниципального образования.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из ч. 1 ст. 25 Закона об энергосбережении, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации должны включать:
- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.
Предлагаем вашему вниманию примерный перечень разделов, которые могут войти в программу энергосбережения бюджетного учреждения:
- Паспорт программы энергосбережения.
- Краткая характеристика объекта, анализ потребления энергоресурсов за предыдущий период.
- Значение целевых показателей, достижение которых обязательно для бюджетных учреждений в соответствии с требованиями законодательства РФ.
- План мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, направленный на достижение значений целевых показателей.
- Значения целевых индикаторов и показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для (наименование бюджетного учреждения) по итогам реализации программы.
- Система мониторинга, управления и контроля за ходом выполнения программы.
Рассмотрим более подробно каждый из пунктов.
Паспорт программы энергосбережения
Не следует путать данный раздел программы с энергетическим паспортом организации как потребителя энергетических ресурсов, который составляется по результатам энергетического обследования. Энергетический паспорт обязателен, поскольку бюджетные учреждения должны минимум раз в 5 лет проводить энергетическое обследование . Энергетический паспорт может быть взят за основу для составления программы энергосбережения.
Часть 2 ст. 16 Закона об энергосбережении.
Подразделы паспорта программы энергосбережения:
- Основания для разработки программы.
- Заказчик программы (полное наименование бюджетного учреждения).
- Разработчики программы (если учреждение разрабатывало программу самостоятельно, следует указать полное наименование учреждения, если нет — указать и привлеченные сторонние организации).
- Сроки реализации программы (они совпадают со сроками реализации государственной программы — до 2015 г. включительно).
- Цель программы.
- Основные задачи программы.
- Основные целевые индикаторы.
- Основные целевые показатели.
- Объемы и источники финансирования (с разбивкой на этапы реализации программы).
- Перечень основных разделов программы.
- Организация управления, исполнения и контроля программы (в этом разделе указываются руководитель учреждения и ответственные лица по мероприятиям).
Поговорим о некоторых из перечисленных подразделов.
Основания для разработки программы
Как правило, основаниями для разработки программы являются следующие документы:
- Закон об энергосбережении;
- Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики»;
- Указ Президента РФ от 13.05.2010 N 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»;
- Приказ Минэкономразвития России от 24.10.2011 N 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях» (далее — Приказ N 591);
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 N 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009 N 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2012 N 1794-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
Кроме нормативных правовых актов федерального уровня вопросы энергосбережения и энергетической эффективности могут регулироваться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
К сведению. В перечне не рекомендуется указывать документы, утратившие силу:
- Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 N 2446-р «Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»;
- Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ «Об энергосбережении».
Цели программы
Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности обозначены Госпрограммой «Энергоэффективность и развитие энергетики». Поэтому одна из целей программы энергосбережения бюджетного учреждения может быть обозначена так: достижение целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обозначенных Государственной программой «Энергоэффективность и развитие энергетики».
Среди целей программы также могут быть указаны:
- обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и воды с целью снижения себестоимости услуг, предоставляемых потребителям;
- обеспечение системности и комплексности при проведении мероприятий по энергосбережению.
Основные задачи программы
Если цели программы обозначают конечный результат (чего нужно достигнуть), то задачи программы описывают путь (каким образом можно достигнуть запланированных целей).
Среди основных задач можно указать следующие:
- реализация организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- повышение эффективности системы теплоснабжения;
- повышение эффективности системы электроснабжения;
- повышение эффективности системы водоснабжения и водоотведения;
- внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и использование энергосберегающих материалов в учреждении.
Основные целевые индикаторы
Целевые индикаторы — это инструменты оценки эффективности, то есть показатели, с помощью которых будет проходить оценка.
Основными целевыми индикаторами по оценке эффективности реализации программы являются:
- объемы потребления электроэнергии (ЭЭ), кВт/ч;
- объемы потребления теплоэнергии (ТЭ), Гкал;
- объемы потребления природного газа, куб. м;
- объемы потребления твердого и жидкого печного топлива, т;
- объемы потребления воды, куб. м;
- объемы потребления моторного топлива, л;
- количество вводов ЭЭ, всего, шт.;
- количество вводов ЭЭ, оснащенных приборами учета, шт.;
- количество вводов ТЭ, всего, шт.;
- количество вводов ТЭ, оснащенных приборами учета, шт.;
- количество вводов природного газа, всего, шт.;
- количество вводов природного газа, оснащенных приборами учета, шт.;
- количество вводов горячего водоснабжения (ГВС), всего, шт.;
- количество вводов ГВС, оснащенных приборами учета, шт.;
- количество вводов холодного водоснабжения (ХВС), всего, шт.;
- количество вводов ХВС, оснащенных приборами учета, шт.;
- численность сотрудников, чел.;
- общая площадь учреждения, кв. м.
Основные целевые показатели
Целевыми показателями энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Законом об энергосбережении и Приказом N 591 являются показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сопоставимых условиях и в натуральном выражении:
- снижение потребления электрической энергии в натуральном выражении (тыс. кВт/ч);
- снижение потребления тепловой энергии в натуральном выражении (Гкал);
- снижение потребления природного газа в натуральном выражении (куб. м);
- снижение потребления твердого и жидкого печного топлива в натуральном выражении (т);
- снижение потребления воды в натуральном выражении (куб. м);
- снижение потребления моторного топлива в натуральном выражении (л);
- оснащенность приборами учета (ПУ) каждого вида потребляемого энергетического ресурса (% от общего числа зданий).
К сведению. Показатель — количественное значение, характеризующее определенный процесс (в нашем случае энергоэффективность). Как правило, выражается элементарными единицами измерения (кВт/ч, шт., ед. и т.д.). Индикатор — вычисляемый элемент, формируемый на основе показателей. Как правило, выражается относительными единицами измерения (доли, проценты).
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона об энергосбережении необходимо обеспечить достижение целевых показателей в размере 3% ежегодно (начиная с 01.01.2010 государственное учреждение обязано обеспечивать снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленных им в 2009 г. соответствующих ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%).
Кроме того, согласно нормативным актам РФ целевыми показателями энергетической эффективности являются:
- удельное потребление холодной воды к штатной численности сотрудников, куб. м/чел/год;
- удельное потребление электроэнергии к штатной численности сотрудников, кВт.ч/чел/год;
- удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий за отопительный период в год, Гкал/кв. м.
Краткая характеристика объекта, анализ потребления энергоресурсов за предыдущий период
Данный раздел может включать следующие подразделы:
- Краткая характеристика учреждения.
- Общие показатели деятельности за предыдущий период.
- Характеристика энергетического хозяйства.
- Тарифы на энергетические ресурсы в 2011 г.
- Прогноз объемов потребления энергетических ресурсов в сопоставимых условиях.
Краткая характеристика учреждения
В этом разделе дается общее описание учреждения, указываются сфера деятельности, год образования. Например: «Сфера деятельности учреждения — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Учреждение создано на основании приказа отдела образования администрации N-го района города NN от 15.11.1995 N 64 «О создании муниципального образовательного учреждения школы N 1».
В данном разделе необходимо также указать результаты деятельности учреждения: для поликлиник, детских садов, школ — количество посещений в смену, для больниц — количество койко-мест, для административных учреждений — количество работающих в здании и т.д., годовой объем финансирования на содержание учреждения. Например: «Результаты деятельности: 50 посетителей в смену, ежегодное количество обученных — 31 человек. Средний ежегодный объем финансирования на содержание учреждения составляет 6 019 000 руб.».
В краткую характеристику входит и описание зданий, строений, сооружений, находящихся на балансе учреждения: год ввода в эксплуатацию, общая площадь, строительный объем согласно техническому паспорту здания. Например: «Работа учреждения осуществляется в одном учебном корпусе. Двухэтажное здание школы введено в эксплуатацию в 1987 г. Общая площадь здания — 1164 кв. м, строительный объем — 5344 куб. м».
Следует описать планы учреждения по модернизации производственного процесса, по изменениям в инфраструктуре (пристрои, дополнительные здания), если эти планы могут повлиять на исполнение требований законодательных и нормативных актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также то, что уже сделано. Например: «В 2010 — 2012 гг. в здании были проведены следующие капитальные ремонты: установка пластиковых окон (35 шт.), капитальный ремонт фасада (отремонтированы три стороны), замена входных групп (2 шт.), замена электрооборудования и электропроводки. В плановый период до 2015 г. планируется завершение ремонта фасада школы, ремонт кровли, системы водоотведения; возможна частичная реконструкция здания в связи с организацией при школе центра развития досуга».
Показатели деятельности
В качестве общих показателей деятельности за предыдущий период указываются объемы потребления энергетических ресурсов, а также результаты деятельности учреждения. Целесообразно указать данные из энергетического паспорта учреждения — общие сведения об объекте энергетического обследования. Эти данные находятся в Приложения 2 к энергетическому паспорту учреждения, составленному в соответствии с Требованиями к энергетическому паспорту .
Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утв. Приказом Минэнерго России от 19.04.2010 N 182.
На сайте министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области в методических материалах приведен следующий пример выкладки показателей деятельности (таблицы 1, 2).
Разработка программы энергосбережения и энергоэффективности
Государственные (муниципальные) учреждения, будучи организациями с участием государства или муниципального образования, согласно ч.1 ст.25 Федерального закона № 261-ФЗ должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности – это комплекс работ и (или) услуг, реализация которого позволит потребителю получить экономию топливно-энергетических ресурсов за счет внедрения комплекса эффективного их использования, модернизации энергопотребляющего оборудования, внедрения системы энергетического менеджмента.
Как уже отмечалось, основными направлениями энергосбережения являются:
- полезное использование энергетических потерь;
- модернизация оборудования энергетических потерь;
- интенсивное энергосбережение.
Соблюдение установленных требований становится одной из важных задач в деятельности бюджетных организаций и учреждений.
В соответствии с ч.4 ст.48 Закона № 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования обязаны были принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 года. При этом такие программы должны соответствовать требованиям ст. 25 Закона № 261-ФЗ и содержать:
- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ;
- значения соответствующих целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
- ожидаемые результаты в натуральном выражении от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- ожидаемые результаты в стоимостном выражении от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- экономический эффект от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Те бюджетные учреждения и организации, для которых в соответствии со ст.16, 16.1 Федерального закона РФ №261-ФЗ и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.08. 2014 г. № 818 «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований» проведение энергетического обследования является обязательным, при заключении договора на энергетическое обследование с организацией-энергоаудитором, могут (и это желательно) включить в договор в качестве одного из этапов проведения работ по энергетическому обследованию и разработку программы энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Если разработка такой программы не была включена в договор на энергетическое обследование, бюджетное учреждение, организация обязаны разработать программу энергосбережения и повышения энергоэффективности самостоятельно.
Разработка программы энергосбережения и повышения энергоэффективности может быт включена бюджетным учреждением, организацией в энергосервисный договор на выполнение исполнителем услуг по энергоэффективности, если такой договор ими заключается (см. Тему №8).
Предметом такого договора на энергосервис является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.
При разработке энергосервисного договора и комплекса энергосберегающих мероприятий, которые по договору должна будет провести энергосервисная компания (ЭСКО), в минимальный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих реализации на объектах Заказчика, следует включить энергоаудит с составлением энергопаспорта и разработку программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на объектах Заказчика.
Если программа энергосбережения и повышения энергоэффективности бюджетного учреждения самостоятельно разрабатывается должностным лицом этого учреждения, ответственным за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, необходимо учитывать следующее:
Энергосбережение является актуальным и необходимым условием нормального функционирования бюджетного учреждения, так как повышение эффективности использования энергоресурсов при непрерывном росте цен на энергоресурсы и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как энергоресурсов, так и финансовых ресурсов.
Основные потери ЭР наблюдаются при неэффективном использовании, распределении и потреблении тепловой и энергетической энергии.
Основание для разработки программа энергосбережения и повышения энергоэффективности бюджетного учреждения – нормативные правовые акты РФ:
- Федеральный закон РФ от 23.11.2009 г. №261-ФЗ. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. №1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, услуг, работ ,размещения заказов для муниципальных нужд»;
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 17.02.2010 г. «Об утверждении примерного перечня мероприятий в обеспечении энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»;
- Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 399 » «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».
В соответствии с Федеральным законом №261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя в том числе и мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций.
Примерный перечень таких мероприятий утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от 17.02.2010 года. В этот приказ помимо прочего Разделом III включены «Мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций».
Мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования состоят из организационных и технических и технологических мероприятий:
Организационные мероприятия:
- Проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям с участием государства или муниципального образования, сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений, в том числе их ранжирование по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению.
- Разработка технико-экономических обоснований в целях внедрения энергосберегающих технологий для привлечения внебюджетного финансирования.
- Содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации.
- Создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов.
Технические и технологические мероприятия:
- оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- строительство зданий, строений, сооружений в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;
- повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений;
- перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях;
- автоматизация потребления тепловой энергии зданиями, строениями, сооружениями;
- тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях;
- восстановление/внедрение циркуляционных систем в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;
- проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков в зданиях, строениях, сооружениях;
- установка частотного регулирования приводов насосов в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;
- замена неэффективных отопительных котлов в индивидуальных системах отопления зданий, строений, сооружений;
- повышение энергетической эффективности систем освещения зданий, строений, сооружений;
- закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности;
- внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей и оптимизация систем электродвигателей;
- внедрение эффективных систем сжатого воздуха зданий, строений, сооружений;
- внедрение систем эффективного пароснабжения зданий, строений, сооружений
Из этих мероприятий конкретное бюджетное учреждение выбирает и планирует необходимые конкретно для него мероприятия. Например:
- Организационные мероприятия по энергосбережению:
- Проведение энергетических обследований здания.
- Внедрение энергосберегающих технологий для привлечения внебюджетного финансирования.
- Заключение энергосервисного договора (контракта).
- Система контроля за реализацией энергосервисного контракта.
- Технические и технологические мероприятия по энергосбережению:
- Оснащение (замена) здания приборами учета используемых энергетических ресурсов.
- Капитальный ремонт здания в соответствии с установленным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
- Проведение тепловизионного обследования здания с выявлением участков с повышенными теплопотерями.
- Повышение тепловой защиты здания, утепление здания по результатам тепловизионного обследования.
- Утепление оконных блоков по результатам тепловизионной съемки, замена деревянных оконных блоков на пластиковые блоки.
- Тепловая изоляция трубопроводов и оборудования.
- Повышение энергетической эффективности систем освещения здания.
- Закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности (не ниже В).
- и т.д.
Приказом Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации» (далее — Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398)снованиистатьи 25 Федерального Закона № 261-ФЗустановлены формы программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций с участием государства и муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также формы отчетности о ходе реализации этих программ.
Формы программ и формы отчетности приведены в Приложениях к «Требованиям к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе их реализации» и «Требованиям к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации».
Согласно Требованиям Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетной организации, учреждения и отчетность по ней формируются на бумажном носителе.
Программа должна состоять из:
1. Паспорта программы,
2. Сведений о целевых показателях Программы,
3. Перечня мероприятий по Программе.
Отчетность состоит из:
1) Отчета о достижении значений целевых показателе
2) Отчета о реализации мероприятий программы.
Отчетность формируется с начала действия программы.
Требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также к формам отчетности о ходе реализации их программ, гораздо больше.
Паспорт программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетной организации, помимо прочего включает сведения об исполнителях программы, о целях программы, задачах программы, о целевых показателях программы, сроках ее реализации, источниках и объемах финансирования, планируемых результатах (см. Приложение 1 к «Требованиям к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе их реализации» (Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398).
Пример программы для бюджетного учреждения
Для программы конкретного бюджетного учреждения эти сведения могут быть примерно следующими:
ИСПОЛНИТЕЛИ: Ответственные работники бюджетного учреждения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- Эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов для снижения расходов бюджетных средств на энергетические ресурсы.
- Разработка мероприятий, обеспечивающих устойчивое снижение потребления энергетических ресурсов.
- Определение сроков внедрения, источников финансирования и ответственных за исполнение разработанных предложений и мероприятий.
Итоговая цель программы – создание экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при использовании энергетических ресурсов.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- организация учета и контроля всех получаемых и потребляемых энергоресурсов:
- реализация комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- формирование новых стереотипов поведения и мотиваций, нацеленных на рациональное и экологически ответственное использование энергии.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: количество лет.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ: Средства конкретного бюджета (регионального, муниципального, районного).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа энергосбережения должна обеспечить снижение потребления энергетических ресурсов и воды за счет внедрения в учреждении данной программы и соответственно перехода на экономичное и рациональное расходование энергоресурсов при полном удовлетворении потребностей в их количестве и качестве, превратить энергосбережение в решающий фактор технического функционирования данного учреждения.
Программа энергосбережения на 2021 – 2023 годы
Здесь вы узнаете все про программы энергосбережения для государственных организаций и учреждений на 2021 – 2023 годы:
Что такое программа энергосбережения?
Программа энергосбережения это план сокращения энергопотребления вашей организации на последующие три года.
- описывает текущее состояние вашей организации,
- план мероприятий,
- цели по сокращению энергопотребления.
Кто обязан оформить программу энергосбережения?
Программу энергосбережения обязаны оформлять все
- государственные организации,
- учреждения,
- муниципальные организации,
- регулируемые организации,
- муниципальные и региональные образования.
Перечень организаций обязанных оформить программу энергосбережения указан в статье 25 ФЗ 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
О региональных и муниципальных программах энергосбережения можно узнать в статье 14 ФЗ №261.
Скачать ФЗ №261 можно здесь:
Программа энергосбережения
Срок действия программы энергосбережения
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 г. № 1289 в ред. ПП РФ от 23.06.2020 № 914 целевой уровень снижения потребления ресурсов устанавливается на 3-летний период с 2021 года с последующей его актуализацией на очередной 3-летний период .
Здесь можно скачать Постановление Правительства от 07.10.2019 №1289 (ред. От 23.06.2020) “О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды.”
Соответственно, срок действия программы энергосбережения должен соответствовать целевым показателям и составляет 3 года .
Первый период установленных целевых показателей 2021-2023 годы.
Это означает, что первая программа энергосбережения должна быть разработана на 2021-23 годы . Вторая программа энергосбережения на 2024-26 годы и так далее.
Исходя из этого мы плавно переходим к вопросу – какие организации обязаны корректировать ранее разработанные программы энергосбережения?
Какие организации обязаны сделать корректировку програмы энергосбережения?
Программа энергоэффективности и энергосбережения, которая была разработана до 2021 года, должна быть откорректирована в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 г. № 1289.
Что именно необходимо корректировать? – Необходимо откорректировать целевые показатели на 2021-23 годы в соответствии с приказом Минэкономразвития от 15.07.2020 №425.
Здесь можно скачать приказ Минэкономразвития от 15.07.2020 №425 “Об утверждении методических рекомендации по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды.”
Источник https://wiseeconomist.ru/poleznoe/94872-planovaya-ekonomiya-napisat-programmu-energosberezheniya
Источник https://otot.ru/razrabotka-programmy-ehnergosberezheniya-ehnergoehffektivnosti/
Источник https://energo-audit.com/programma-energosberezheniya-organizacii