Статья 12. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд КонсультантПлюс

Андрей Богатенков. Зачем энергосервис регулируемым организациям

Какие выгоды дает энергосервис регулируемым организациям в обоих случаях – когда они выступают либо как заказчики, либо как исполнители энергосервисных контрактов? В продолжение цикла статей по специфике требований энергосервисных контрактов рассмотрим случай для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем

Разобрав ранее случаи заключения энергосервисных контрактов для бюджетных организаций и многоквартирных домов, не оставим вниманием этот вариант и для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности – как этот механизм встраивается в программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Ряд экспертов полагают, что здесь налицо ситуация «пчелы против меда», и организациям с утвержденными тарифами нет нужды заниматься энергосбережением вообще, и уж тем более – энергосервисом. Разберемся.

Законодательная и нормативная база энергосервиса для регулируемых организаций

Начнем, как всегда, с матчасти.

Согласно ст. 25 Федерального закона №261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Ок, всем известно, но уточнить не лишне.

Требования к форме таких программ и отчетности о ходе их реализации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России) в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пока таковых нет: судя по информации на Федеральном портале проектов нормативных актов, проект постановления о внесении изменений в Правила установления требований к программам более года назад прошел общественное обсуждение и был доработан, получил положительное решение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия, но в Правительство направлен не был.

Значит, руководствуемся предшествующими НПА:

  • Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. №340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»
  • Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства, и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации» – опять же, не отмененный, что чревато повторением коллизионной ситуации, аналогичной порядку сдачи энергодеклараций
  • И есть ряд приказов ФАС России об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Что дает энергосервис регулируемым организациям как заказчикам?

Нам более интересны два пункта в ст.25 закона 261-ФЗ:

1) П. 7: «Расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации». Что же, всё пропало? Тариф? Да, если не читать дальше и не думать об эффективности предприятия.

2) П.8: «При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (за исключением услуг по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков), не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия должна быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и не может быть исключена из необходимой валовой выручки таких организаций на период не менее чем пять лет, а для организаций, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии, и гарантирующих поставщиков, – на десять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения».

Много букв, но суть проста. Если реализуются мероприятия программы энергосбережения за счет внебюджетных источников (энергосервис в нашем случае), то полученная экономия остается в НВВ на срок до 5-ти лет, а у электросетевого комплекса – до 10-ти лет. То есть, организация получает защищенную статью расходов под НВВ на срок в 5-10 лет.

Энергосервис дает регулируемой организации возможность получить защищенную статью расходов под НВВ на 5-10 лет

Как воспользоваться полученной экономией?

Остается вопрос, как можно распорядиться полученной экономией ресурсов.

Читать статью  Основные виды ветрогенераторов и их характеристики

Изучив все НПА федерального уровня и толком не найдя ничего конкретного, остается изучать региональное законодательство, возьмем на примере Москвы.

Приказ № 227-ПР от 30.10.2017 «Об установлении Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Москвы» Департамента экономической политики и развития города Москвы (исполняют функции РЭК), п.27.3:

«При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия может быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, на период не менее чем пять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения».

За этими оговорками суть такова: чтобы использовать экономию, надо подписать Соглашение об экономическом стимулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении регулируемого вида деятельности (спасибо коллегам – поделились несколькими соглашениями, все работает). Сохранение экономии происходит на срок действия энергосервисного контракта плюс один год (но не более 7-ми лет).

Экономия может направляться на следующие цели:

  • оплату энергосервисного контракта;
  • финансирование мероприятий по энергосбережению (которые не вошли в контур энергосервисного контракта);
  • иные цели, определенные организацией.

Иные цели… Вот эта возможность, ради которой имеет смысл затевать энергосервис, кроме собственно модернизации.

Алгоритм действий регулируемой организации для заключения энергосервисного контракта

  1. Необходимо подписать с РЭК или региональным органом исполнительной власти Соглашение о стимулировании;
  2. Скорректировать программу энергосбережения, запланировав в ней энергосервис;
  3. Необходимо приказом утвердить направления использования полученной экономии. В ряде случаев надо смотреть полномочия – что и как, и с кем согласовывать. Только не трогаем святое – оплату энергосервисного контракта – речь может идти только о средствах, оставшихися в распоряжении организации сверх этого;
  4. Заключить и реализовать энергосервисный контракт;
  5. Использовать полученную экономию на направления, прописанные в приказе по организации и Соглашении о стимулировании;

Как видим, профит есть, его реально можно посчитать, чтобы успешно использовать данный механизм.

Однако, насколько можно судить по информации в публичном доступе, массово используют эту возможность только в Группе «Россети»: объем заключенных МРСК энергосервисных контрактов по снижению потерь через установку приборов учета электрической энергии исчисляется миллиардами рублей.

Регулируемая организация как исполнитель энергосервисного контракта

Остается отметить один момент: нигде не прописан механизм стимулирования организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, если она сама является Исполнителем энергосервисного контракта.

Как уже рассмотрено в предыдущих статьях, наиболее перспективным исполнителем энергосервисных контрактов по установке АУУ/ИТП/БИТП является как раз ресурсоснабжающая организация – опыт, возможность регулирования и модернизации систем по «кусту» подключений, соблюдение гидравлических режимов, а в части эффекта – оптимизация режимов теплоснабжения, высвобождение мощности для подключения новых абонентов, без увеличения генерации.

Энергосервис по сокращению потребления электрической энергии на цели внутреннего освещения перспективнее всего осуществлять сбытовым организациям, расчет эффективности деятельности показывает, что получить средства по реализованному энергосервисному контракту за срок действия контракта выгоднее получения сбытовой надбавки. А если учесть текущие требования по внедрению механизмов энергосервиса – проще заработать на эско, чем вообще потерять сбытовую надбавку по данному потребителю.

В наружном освещении кстати то же самое плюс возможность внедрения АИИС КУЭ, со снижением потерь и переводом в другую ценовую категорию.

Но в целом заказчику энергосервиса преимущества понятны лучше, в то время как Исполнителю не всегда. Например, по воде регулируемым организациям нет стимулов заниматься энергосервисом на объектах потребителя. Остается только внереализационный доход и, наверное, медаль, ну или грамота за реализацию энергосервисных контрактов.

Представляется, нужен комплексный подход, комплексное стимулирование деятельности при использовании механизмов энергосервиса.

Выводы

Заключение энергосервисного контракта для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности – это, в первую очередь, высвобождение части средств на дополнительную модернизацию производства, передачу энергии и снижение износа основных фондов (и многое другое, по желанию, что можно прописать специальным приказом).

Читать статью  Топливно-энергетический комплекс России | это. Что такое Топливно-энергетический комплекс России?

Для жителей МКД – потребителей организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, сохраняется, но мало используется возможность установки общедомового прибора учета и внедрения мероприятий за счет средств РСО как исполнителя энергосервиса (помним п.9 ст.13 261-ФЗ, отсутствует стимул у РСО заниматься данным вопросом, а также предыдущий разбор использования энергосервисного контракта по экономии тепловой энергии в МКД)

Чуть не забыл. Заключение Соглашения о стимулировании – региональные центры энергосбережения, это ваша прерогатива как центра компетенций, возможность повышения статуса центра. Становитесь стороной данного соглашения, трехстороннее соглашение интереснее двухстороннего, с функционалом разобраться поможем.

Энергосбережение за чей счет

Статья 12. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12

1. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.

2. Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. При осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

5. Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. В данном перечне мероприятий должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

Читать статью  Программа энергосбережения

3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.

6. Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

8. В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора, по результатам проведенных проверок соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме регулярно (не реже чем один раз в год) обязаны информировать население о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, путем размещения информации в средствах массовой информации.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

За чей счет осуществляются меры по энергосбережению дома? Это обязанность УК? Или затраты возлагаются на жильцов?

За чей счет осуществляются меры по энергосбережению дома? Это обязанность УК? Или затраты возлагаются на жильцов?

Ответы на вопрос:

Согласно Федерального закона от 28.12.2013 №399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации, ответственные за содержание многоквартирных домов (УК, ТСЖ) не попадают под обязательное энергетическое обследование, если только вышеприведенные организации не соответствуют условиям п. 1, ст. 16, ФЗ №261

Также, согласно №261-ФЗ в обязанности управляющей компании ЖКХ в области энергосбережения входит:

лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома (управляющие компании, ТСЖ), или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений обязаны разрабатывать и доводить до сведения собственников мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемой экономии и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил.

Расходы на проведение указанных мероприятий обязаны нести собственники помещений многоквартирного дома, до которых Управляющие компании и ТСЖ обязаны регулярно (не реже чем один раз в год) доводить сведения о расходах.

Источник https://energiavita.ru/2020/05/16/andrej-bogatenkov-zachem-ehnergoservis-reguliruemym-organizaciyam/

Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/69d7327911915248e5c4e69d2783fab65f64d6b0/

Источник https://www.9111.ru/questions/11497641/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.