Формирование энергетической стратегии энергоемкого предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

 

Содержание

Стратегия энергосбережения: руководящие принципы cпециалистов

Можно утверждать, что современное общество все еще не осознало опасности расточительного потребления энергии, которое имеет место в настоящее время при теплоснабжении и климатизации зданий. Свидетельств тому много: в мировом масштабе продолжается строительство зданий с низкими теплозащитными показателями, в инженерии зданий слабо используются достижения современной вычислительной техники, энергетики, химии и т. д., архитекторы проектируют здание без учета энергетических возможностей наружного климата.

Несмотря на различия в методических подходах и в исходных принципах энергосбережения в различных странах, пути реализации этой проблемы имеют очевидную общность для всех стран мира. Эта общность является стимулом для специалистов объединить усилия в осознании существующей ситуации и в поиске оптимальных путей ее реализации.

Характерной особенностью настоящего этапа разработки проблемы энергосбережения, который совпадает с этапом разработки этой проблемы после мирового энергетического кризиса 1974 года, является то обстоятельство, что соответствующие организации представляют специалистам руководящие принципы (доктрины) состояния и реализации энергетической проблемы. [О Директиве Европейского парламента и Совета Европейского Союза по энергетическим характеристикам зданий читайте в журнале «АВОК», 2003, № 1, с. 10.]

Прошедшая в Казани 27–29 мая 2003 года сессия Общего собрания Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) сформулировала основополагающие принципы в документе «Ресурсо- и энергосбережение как мотивация творчества в архитектурно-строительном комплексе». С этим документом можно познакомиться на сайте www.abok.ru.

Основные задачи и приоритетные направления деятельности РААСН в области ресурсо- и энергоэффективности следующие:

— При определении приоритетных направлений ресурсо- и энергосбережения и их иерархии выбираются те направления, которые одновременно способствуют рациональному использованию природных ресурсов, включая земельные и водные, улучшению экологической ситуации в поселениях, обеспечению качества среды жизнедеятельности, в том числе за счет улучшения микроклимата в жилых, общественных и производственных помещениях.

— Перейти на новый уровень проектирования градостроительных систем – здание, энергоснабжение и климатизация, основанных на применении методов системного анализа и оптимизации системы: источник теплоснабжения – климат – город – здание.

— Разработать и обосновать систему новых нормативных и рекомендательных документов, включая нормы потребности в тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, нормы холодного водоснабжения, энергетические паспорта зданий и систем теплоснабжения и водоснабжения, учетно-биллинговой системы теплоснабжения и модель программы перспективного развития энергосбережения и энергопотребления региона. На этой основе разработать общие и специальные технические регламенты.

Особое внимание в доктрине уделено строительству демонстрационных энергоэффективных зданий с последующим тиражированием выявленных эффективных технологий в массовом строительстве и формированию системы обучения архитекторов и инженеров инновационным технологиям ресурсо- и энергосбережения.

Предполагается, что реализация стратегических направлений доктрины позволит снизить энергопотребление зданий в 2–4 раза.

— Несомненный интерес для самого широкого круга специалистов в области энергоснабжения и климатизации зданий представляет доктрина Американского общества инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха (ASHRAE), которая получила название «Отношение к энергетической проблеме» и была принята на Зимнем съезде ASHRAE 30 января 2003 года. Международная значимость этой доктрины связана с тем, что ASHRAE объединяет более 50 тысяч специалистов со всех стран мира, разрабатывает основные международные нормативные документы и в значительной степени определяет стратегию развития систем теплоснабжения и климатизации зданий.

Сформулированы шесть основных принципов, относящихся к научной и инженерной деятельности специалистов по решению проблемы экономии энергии при теплоснабжении и климатизации зданий:

1. Энергетические ресурсы

Надежные энергетические ресурсы и средства их доставки в здания являются существенным фактором обеспечения и повышения качества жизни людей.

2. Гарантированность обеспечения энергией

Обеспечение бесперебойных поставок энергетических ресурсов жизненно важно для сохранения нашего стандарта жизни и для защиты национальных интересов.

3. Окружающая среда

Существуют естественные пределы использования всех энергетических ресурсов, особенно ископаемого топлива, связанные с сохранением окружающей среды. Уменьшение использования этих ресурсов повысит степень долговременного жизнеподдержания нашей среды и повысит качество жизни будущих поколений.

4. Жизнеподдержание

У человечества нет других вариантов поддержания нормальных жизненных условий как только перейти к жизнеподдерживающим энергетическим системам, и скорейшая разработка технологий применения возобновляемых ресурсов является существенным фактором этого перехода. Однако еще долгое время будут необходимы невозобновляемые ресурсы, поэтому необходима дальнейшая разработка эффективных и экологически безопасных систем, использующих такие ресурсы.

5. Эффективность потребления энергии

С использованием экономических рычагов потребление энергии в существующих и новых структурах может быть существенно сокращено. Вместе с этим могут реализовываться необходимые обществу виды обслуживания зданий, при сохранении уровня охраны здоровья, безопасности, комфорта и производительности.

6. Баланс

Использование любых энергетических ресурсов имеет как негативные, так и положительные моменты. Кроме того, все они неравнозначны по объему имеющихся запасов, степени доступности и предполагаемым срокам добычи. Поэтому необходимо, рассматривая проблему энергообеспечения, осуществить должный баланс различных ресурсов, включая ископаемое топливо, возобновляемые ресурсы, атомную энергию.

Эти заявления затрагивают многие глобальные и местные проблемы. ASHRAE констатирует наличие следующих проблем, предлагает основанные на достаточной информированности способы решения каждой из этих проблем. Члены ASHRAE считают эти проблемы весьма важными и способными оказывать существенное влияние на промышленность систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, холодильных систем, а также на качество жизни людей.

Гарантированное долговременное энергоснабжение очень важно для поддержания и улучшения качества нашей жизни. Политика правительства оказывает существенное влияние на виды и экономические показатели ресурсов, разрабатываемых и используемых в этих целях.

Обсуждение политики решения указанных проблем должно включать следующие вопросы.

1. Эффективность потребления энергии

Разработка действенной политики должна исходить из того факта, что повышение эффективности потребления энергии в новых и существующих зданиях может ограничить незащищенность инфраструктуры риском, связанным с прекращением энергоснабжения. Кроме того, оно может продлить экономически оправданную разработку существующих невозобновляемых энергетических ресурсов. Такие существенные преимущества повышения эффективности потребления энергии, положительно влияющие на экономические параметры и качество жизни, еще не всегда учитываются в существующих экономических моделях. Насколько возможно, должна быть произведена количественная оценка этих преимуществ, результаты которой должны приниматься во внимание в процессе формирования соответствующей политики.

2. Законодательное регулирование

Слишком жесткие или, наоборот, слишком свободные условия законодательного регулирования могут препятствовать разработке и созданию надежной инфраструктуры гарантированного энергоснабжения. Регулирующие предписания в энергетической промышленности, особенно в атомной энергетике, должны основываться на четких инженерных принципах, включающих оценку полного жизненного цикла системы, сочетающуюся с необходимостью надлежащего контроля всех норм и правил.

3. Разнообразие

Источники энергии отличаются по объему наличных запасов, доступности и предполагаемым срокам добычи. Для обеспечения долговременной безопасности государственная и национальная политика должна поддерживать разработку и использование полного комплекса разнообразных мер, обеспечивающих долговременное жизнеподдерживающее энергоснабжение, включая меры по увеличению поддержки разработок технологий, использующих возобновляемые энергетические ресурсы.

Влияние на окружающую среду разработки и потребления энергетических ресурсов

Разработка и потребление невозобновляемых энергетических ресурсов оказывают значительное и преимущественно отрицательное воздействие на окружающую среду. В качестве таких отрицательных факторов можно упомянуть стоимость разработки таких ресурсов, в которую, например, входит стоимость приборов обнаружения газообразных выделений, стоимость рекультивации горных выработок, затраты на установку устройств защиты от подземных вод, затраты на очистку сточных вод и захоронение отходов. Однако здесь еще не указаны другие экономические издержки, связанные, в частности, с загрязнением воздуха и воды, истощением ресурсов, возможным влиянием на глобальные изменения климата. Повышение эффективности использования таких ресурсов меньше влияет на экологию, чем многочисленные аспекты поставки этих ресурсов, а использование возобновляемых источников энергии, в основном, имеет значительно меньшее влияние на окружающую среду, чем использование ископаемых ресурсов.

Все новые решения по энергетическим ресурсам, основанные как на регулирующих предписаниях, так и на тенденциях, складывающихся на свободном рынке, должны учитывать влияние на окружающую среду, в том числе на стороне потребления новых и существующих ресурсов, включая и возобновляемые ресурсы.

Влияние зданий на инфраструктуру подачи энергии

Потребление энергии в зданиях вносит значительный вклад в летние и зимние пиковые нагрузки на систему электроснабжения. При этом надежность системы электроснабжения в большой степени зависит от пиковых потреблений мощности устройствами и оборудованием зданий. Конструкция и расположение зданий также оказывает влияние на инфраструктуру подачи природного газа. Здания могут проектироваться и обслуживаться таким образом, чтобы сглаживались эти пиковые нагрузки, но для этого часто бывает недостаточно экономических стимулов. Энергоэффективные здания, микротурбины, топливные элементы, тепловые аккумуляторы и усовершенствованные контрольные приборы – все это может быть использовано для снижения пиковых нагрузок на сеть энергоснабжения.

Усовершенствованное рыночное регулирование, включающее широкое использование стоимости коммунальных услуг в зависимости от времени суток и сезонных цен, может выявить влияние использования энергии на инфраструктуру энергообеспечения и предоставить участникам рынка стимулы для проектирования и эксплуатации зданий в соответствии с этим влиянием.

Децентрализованные системы обеспечения на уровне здания, такие как микротурбины, топливные и фотоэлектрические элементы, могут быть положены в основу эффективных методов снижения нагрузки на инфраструктуру энергообеспечения и могут предоставить возможности для возрастающего использования возобновляемых энергетических ресурсов.

Реструктуризация коммунальных служб

Изменения в коммунальных системах обеспечения природного газа и электрической энергии, включая реструктуризацию и устранение правовой неопределенности, привели к существенному сокращению программ повышения эффективности потребления энергии на коммунальном уровне. Вследствие разнообразия и сложности реализации усовершенствованных систем, направленных на повышение эффективности потребления энергии, им трудно конкурировать на общем рынке, даже если они имеют большое преимущество в стоимости. Повышение эффективности и контролирование потребления энергии в зданиях представляет собой эффективный способ сокращения потребности в традиционных энергетических ресурсах и уменьшения нагрузки на инфраструктуру энергоснабжения.

Политика реструктуризации должна способствовать экономичному потреблению и использованию возобновляемых ресурсов для сокращения общих расходов потребителей энергии и увеличения долгосрочных преимуществ.

Препятствия на пути повышения эффективности потребления энергии в зданиях

На базе существующей практики может быть значительно повышена эффективность использования энергии в существующих и новых зданиях. Однако на этом пути существует множество препятствий и требующих устранения недостатков, затрудняющих достижение наиболее экономичным образом максимальной эффективности. Некоторые из этих препятствий являются институциональными, в то время как другие имеют политическую и правовую природу.

Регулирующие органы должны учитывать рыночные влияния и способствовать рыночным преобразованиям для поддержки повышения эффективности применения энергии и внедрения систем, использующих возобновляемые энергетические ресурсы. Список, хотя и не исчерпывающий требующих преодоления характерных рыночных препятствий и трудностей, включает в себя следующие аспекты:

— Неспособность осознать и воспринять эффективность на всем жизненном цикле (например, сосредоточенность на первоначальных затратах).

— Отсутствие рекомендаций, целевых ориентиров и инструментов измерения производительности зданий в течение всего их жизненного цикла.

— Система оплаты, не стимулирующая проектирование энергоэффективных зданий.

— Наличие строительных норм и правил, не способствующих усовершенствованным разработкам.

— Страх перед возможными судебными спорами, служащими сдерживающим средством для инновационных разработок и проектных работ.

— Необходимость наличия стимулов в условиях, когда разные стороны ответственны за расходы на этапах проектирования, строительства, эксплуатации здания, а также за стоимость различных служб в здании.

Необходимые энергетические нормы для новых зданий

Существующие энергетические нормы и стандарты на оборудование являются минимальными стандартами, проектирование и строительство многих зданий могут быть выполнены со сравнительно небольшими затратами, и при этом их параметры энергопотребления могут быть существенно лучше требований существующих правил. В настоящее время большинство энергетических правил базируются, по крайней мере частично, на средних ценах на энергию, которые мало связаны с экономическими последствиями решений в области энергетической политики и которые могут устареть в течение срока действия правил. Многие энергетические правила не проводятся жестким образом вследствие недостатка опыта у следящих за соблюдением этих правил органов и ограниченности ресурсов для контроля.

Читать статью  Изготовление генератора для ветряка из асинхронного двигателя своими руками

Энергетические правила должны служить достаточным экономическим стимулом для владельцев и организаций, обслуживающих здания, давая возможность приведения цен на энергию в соответствии с местными условиями.

Энергетические стандарты служат базисом для создания минимальных требований энергетических правил. При этом следует учитывать, что зачастую при строительстве зданий могут быть предложены экономичные решения, превосходящие эти требования.

Минимальные энергетические правила должны внедряться для достижения необходимых целей.

Эффективность потребления энергии и качество воздуха в помещении

Повышение качества воздуха в помещении и повышение эффективности энергопотребления не могут восприниматься как противоположные цели. Традиционные методы обеспечения качества внутреннего воздуха основаны на увеличении потока вентиляционного воздуха, что требует дополнительной энергии для установки кондиционирования воздуха. Однако эффективной системой (или зданием) может считаться такая система, которая удовлетворяет всем требованиям с минимальным потреблением ресурсов, а качество воздуха внутри помещения является одним из основных требований во всех зданиях. Следовательно, эта проблема сводится к задаче обеспечения необходимого качества внутреннего воздуха с использованием метода максимально возможного повышения эффективности потребления энергии. Этого можно достичь благодаря усовершенствованной технологии, инновационным конструкторским решениям и оборудованию с улучшенными характеристиками.

Понимая всю значимость представляемых доктрин как РААСН, так и ASHRAE следует понимать, что возможность – это еще не реальность. Обществу предстоит пройти долгий и трудный путь познания общих интересов и общих целей в реализации проблемы экономного расходования энергии как проблемы будущего развития. Главное здесь, по нашему мнению, обрести новую мораль и новую нравственную основу жизни людей на планете Земля.

Формирование энергетической стратегии энергоемкого предприятия

Смышляева, Е. Г. Формирование энергетической стратегии энергоемкого предприятия / Е. Г. Смышляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 1. — С. 171-176. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2285/ (дата обращения: 05.07.2022).

Рост энергоэффективности должен стать основным энергетическим ресурсом экономического роста России до 2020 года, согласно прогнозным оценкам министерства экономического развития. Если бы рост продолжался при сохранении энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на уровне 2007 года, то к 2020 году России потребовалось бы на 1018 млн. т у.т. больше энергии, чем заложено в прогнозе министерства экономического развития. Ожидаемый объем экономии в 2008–2020 годы превысил бы объем потребления энергии в России в 2007 году.

Однако в 2000–2007 годах снижение энергоемкости валового внутреннего продукта России, в среднем на 4% в год, не позволило существенно сократить разницу по уровню энергоемкости с передовыми странами. Энергоемкость ВВП России в 2006 году в три раза превышала энергоемкость ВВП европейских стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Например, разрыв с Канадой составил 1,7 раза, или как раз те самые 40%, на которые нацелен Указ президента № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и Концепция долгосрочного развития до 2020 года [1].

Среднегодовые темпы снижения энергоемкости ВВП в 2002–2007 годах составили 4,0–4,2% в год. В 2008 году, по предварительным оценкам, энергоемкость ВВП снизилась на 3,9%. Сохранение этих темпов на период до 2020 года позволило бы снизить энергоемкость ВВП на 40% в 2007–2020 годах.

По мере перехода к инвестиционному росту, энергоемкость добавленной стоимости в промышленности в 2005–2007 годах стала расти. В других секторах экономики ее снижение резко замедлилось. Вклад технологического фактора (повышение энергоэффективности за счет модернизации работающего и внедрения нового оборудования) в снижение энергоемкости ВВП в 2002–2007 годах составил только 1% в год.

Оценка технического потенциала повышения энергоэффективности в России [1] , показала, что он составляет 45% уровня потребления энергии в 2005 году, или 403 млн. т у.т. (420 млн. т у.т. с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах). Но даже полная реализация технического потенциала повышения энергоэффективности к 2020 году не решает задачи обеспечения развития экономики достаточными энергетическими ресурсами.

На сегодняшний день, снижение потребления энергии возможно за счет более динамичного снижения объема производимой продукции в наиболее энергоемких отраслях: металлургической, химической и нефтехимической, цементной, целлюлозно-бумажной промышленности и т.д. В некоторой степени этому способствовал экономический кризис. Из-за падения производства в этих отраслях энергоемкость ВВП в 2010–2011 годах может снизиться на 3,8–3,9% в год. Но по мере выхода из кризиса в 2012–2020 годах и постепенного возвращения выпуска энергоемкой продукции к докризисным уровням снижение энергоемкости ВВП может замедлиться до примерно 1% в год, что затруднит решение задачи снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году.

Темпы «снижения энергоемкости в среднем на 4% в год до 2020 года» ([1]) можно обеспечить за счет комбинации рыночных сил и активной государственной политики рационального энергоиспользования, которая сегодня в России недостаточно используется.

Снизить энергоемкость ВВП России в 2007–2020 годах на 40% возможно следующими способами:

-реализовав политику, нацеленную на минимизацию разрыва в уровнях энергоемкости производства основных товаров и услуг в России с мировыми образцами к 2030 году;

-или при использовании жесткого графика повышения цен на энергоносители после 2012 года – ежегодно на 13–15% вплоть до 2020 года [1].

Как уже сказано выше, к энергоемким мы отнесли нефтехимическую и химическую, металлургическую, машиностроительную отрасли и т.д. С 2000 года замедляются темпы роста, и снижается рентабельность производства на многих предприятиях данных отраслей. Так удельный вес убыточных предприятий химической и нефтехимической промышленности в 2003 году составил 40,6% против 32,3% в 1999 году. Недостаток инвестиций в 1991-1998 годах привел к замедлению или прекращению строительства производственных мощностей, в том числе около многих объектов на базе комплектного импортного оборудования. Это повлекло за собой отставание технического, технологического и экономического уровня производственных мощностей от соответствующих показателей развитых стран на 10-20 лет. В результате стагнации инновационной и инвестиционной деятельности производственный потенциал энергоемких отраслей характеризуется снижением технического уровня, не обеспечивающего необходимых предпосылок для наращивания выпуска конкурентоспособной (по параметрам качества и цены) продукции.

Среди факторов, сдерживающих стабильное функционирование энергоемких отраслей, можно выделить: опережающие темпы роста цен и тарифов на энергоресурсы.

Например, при росте цен на химическую продукцию за 3 года (2007-2009 гг.) примерно в 1,5 раза, цены на основные энергоресурсы выросли значительно больше: на природный газ – в 2 раза; сырую нефть – в 1,9 раза; электроэнергию для промышленных потребителей – в 2,3 раза. Тарифы на электроэнергию с 1 января 2010 года для промышленных потребителей увеличены на 7,6%, а для населения рост составил 10% (решение Федеральной службы по тарифам). Правительство приняло решение сократить в 2010 году темп роста тарифов на электроэнергию, т. к. в 2009 году тарифы на электроэнергию для промышленности выросли на 19%, а для населения — на 25%.

Из-за роста цен на энергоресурсы повышаются цены на важнейшие виды сырья и материалы, используемые предприятиями энергоемких отраслей. В итоге, рост себестоимости производимой продукции энергоемких промышленных предприятий привел к снижению их конкурентоспособности.

Высокая энергоемкость и чрезмерные энергозатраты на функционирование экономики традиционны для России. Однако, начиная с девяностых годов, власти предпринимают попытки вести борьбу с высокой энергоемкостью промышленной продукции. Например, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и поручения Правительства Российской Федерации от 18 июня 2008 года № ИШ-П9-3772, Минэнерго России разработало комплексный план мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики [4].

План включает пять основных направлений [4]:

-разработка современной нормативно-правовой базы;

-формирование организационных структур;

-государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;

-взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;

-информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

По каждому из указанных направлений разработаны конкретные меры и начат процесс их реализации. Основным условием развития энергосбережения и энергоэффективности в стране является разработка современной нормативно-правовой базы.

Основные принципы политики энергосбережения в Российской Федерации были сформированы в Федеральном законе № 28-ФЗ «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 года. Они включали:

— приоритет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

— осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергоресурсов;

— обязательность учета производимых, получаемых или расходуемых энергоресурсов;

— включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей энергоэффективности;

— сертификацию топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергоресурсов и другие.

К 2000 году был утвержден ряд государственных стандартов по энергосбережению, начата реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий, потребляющих более 6 тыс. т.у.т. в год. В период с 1998 по 2004 год в субъектах Российской Федерации было принято 43 закона об энергосбережении, создано 75 центров энергоэффективности и агентств по энергосбережению [4].

Несмотря на это, в последующие годы реализация политики энергосбережения в стране замедлилась по следующим причинам:

— Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» отменил обязательное соблюдение требований национальных стандартов (кроме требований по промышленной и экологической безопасности) и обязательную сертификацию продукции. Это повлекло за сбой ослабление возможности нормативного обеспечения и государственного влияния на энергосбережение, нормирование потребления энергоресурсов, повышение энергоэффективности выпускаемого энергопотребляющего оборудования и товаров массового спроса;

— изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах, других законах Российской Федерации, сделали неприемлемыми предусмотренные ФЗ «Об энергосбережении» меры государственной поддержки потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергосбережению;

— в результате административной реформы 2004 года была упразднена государственная функция по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения.

В направлении формирования организационных структур повышения энергоэффективности: создан Координационный совет — инструмент практической реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности на федеральном и региональном уровнях.

Министерством были подготовлены проекты нормативных документов и проведена организационная работа по формированию Федеральной энергосервисной компании (ФЭСКО) с целью выполнения комплекса энергосберегающих мероприятий прежде всего в федеральной бюджетной сфере с тем, чтобы снизить на 30-35% потребление топливно-энергетических ресурсов.

Ожидается, что ФЭСКО с сетью дочерних структур станет важным элементом в структуре управления энергосбережением и энергоэффективностью в стране, предназначенным для решения задач по:

— организации энергоаудита в бюджетной и производственной сферах;

— выполнению энергосервисных услуг;

— организации внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования;

— реализации финансовых механизмов энергосбережения и повышения энергоэффективности.

В итоге, в России за последние годы была принята масса законодательных актов по стимулированию энергоэффективности экономики и производства, а также экономии населением потребляемой энергии. Это должно было способствовать повышению уровня энергоэффективности в стране. Однако, отсутствие мотивации и необходимых финансовых вложений для реализации на практике политики энергосбережения (общих энергобалансов, алгоритмов энергоэффективности, экономически эффективных программ энергосбережения) — затягивает этот процесс.

По мнению специалистов, до сих пор до конца не прописаны механизмы реализации программ повышения уровня энергосбережения и, нет механизмов контроля выполнения законодательных инициатив. Использование в производстве морально и физически устаревшего оборудования, из-за отсутствия у большинства промышленных предприятий средств на его замену или модернизацию, тоже приводит к нерациональному расходу энергетических ресурсов и лишь усугубляет ситуацию. Поэтому, несмотря на то, что в последние годы в России принят целый ряд законодательных актов, направленных на активизацию процессов энергосбережения, существенных сдвигов в направлении разработки энергосберегающей политики так и не произошло.

Таким образом, ситуация в отечественной экономике в целом и в энергоемких отраслях, в частности, подтверждают невозможность использования прежней системы управления промышленными предприятиями. Необходима разработка новых подходов к управлению, реагирующих на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране и мире.

Читать статью  Как настроить энергопотребление Windows 10 – энергия под контролем

Административно- хозяйственная система за счет централизованного управления и прямого регулирования, обеспечивала монополию государства в сфере разработки стратегии деятельности промышленных предприятий и отраслей промышленности. Между тем, рыночная экономика, предполагающая коммерческую самостоятельность предприятий в принятии стратегических решений в сфере управления, поставила перед их управленческими кадрами задачу освоения новых методов управления.

На сегодняшний день, эффективность деятельности руководства энергоемкого промышленного предприятия, во многом, зависит от адаптации к изменяющейся рыночной среде и возможности вести конкурентную борьбу. В условиях рыночной экономики система стратегического управления, позволяющая осуществлять гибкое регулирование и отвечать вызовам со стороны внешней среды предприятия, позволяет добиваться и сохранять конкурентные преимущества и достигать намеченных целей в долгосрочной перспективе [3]. Следовательно, формулирование стратегических целей и задач в управлении энергоемким предприятием, в рамках общегосударственной политики увеличения энергоэффективности – становится актуальной управленческой задачей.

Наибольший вклад в развитие стратегического управления внесли О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, Е.П. Голубков, М.И. Круглов, Э.А. Уткин и др. [3].

Однако в современной научной литературе в малом объеме рассматривается проблема формирования энергетической стратегии, вопросы построения эффективной системы энергетического менеджмента, влияние энергетического фактора на результаты функционирования промышленного отдельного предприятия, вопросы формирования энергетической стратегии на микроэкономическом уровне.

Переход к рыночной экономике и экономический кризис негативно отразились на состоянии крупных энергоемких предприятий (химической, металлургической, нефтехимической промышленности). Конкуренция на мировых рынках, реальный потребительский спрос при резком снижении инвестиций обострили проблему высокой энергоемкости производимой продукции. А высокая энергоемкость, в современных экономических условиях, может привести к снижению конкурентоспособности предприятия.

Энергетические затраты являются одной из основных статей в структуре себестоимости производимой продукции крупных энергоемких предприятий. Следовательно, их снижение становится одной из приоритетных задач в рамках комплексной стратегии предприятия.

Однако проблемы формирования энергетической стратегии предприятий, несмотря на всю их значимость, находятся на самом начальном этапе своего развития. На сегодняшний день отсутствует устоявшаяся терминология, относящаяся к этой проблеме, не решены вопросы, связанные с определением ее места в реализации общей стратегии развития предприятия, принципов построения, этапов разработки и т.д.

Проблемы энергетической стратегии, в основной своей массе, рассматриваются только с точки зрения условий функционирования энергетического комплекса.

Стратегическое управление имеет методологическую особенность – это нахождение соотношения стратегического управления, маркетинга и планирования в общем комплексе стратегического управления. Энергетическая стратегия, на наш взгляд, может быть рассмотрена при комплексном подходе к стратегическому управлению.

Назначение комплексной стратегии – обеспечение экономического эффекта работы промышленного предприятия за счет ряда мероприятий, предполагающих увеличение прибыли, снижения затрат в структуре себестоимости продукции, обеспечения конкурентных преимуществ. Следовательно, комплексная стратегия может выступать своего рода «локомотивом» стратегического управления.

При разработке комплексной стратегии важной задачей становится определение комплекса стратегий предприятия [3]. Предположим, что в данном комплексе будет главной стратегия маркетинга, предполагающая использование методологии и методов стратегического маркетинга. На стратегию маркетинга возложены следующие задачи: изучение рыночного сегмента, его конъюнктура, анализ конкурентной продукции и т.д. Результатом данной стратегии должно быть расширение рынков сбыта и сохранение конкурентных преимуществ продукции промышленного предприятии. Так как это может способствовать росту реализации продукции и улучшению показателей прибыльности и рентабельности, следовательно, достигаются цель комплексной стратегии — экономическая эффективность деятельности предприятия. В работе [3] высказывается тезис о том, что стратегия маркетинга сводит в «единый комплекс стратегию качества, ресурсную и конкурентную стратегии».

Но, с недавних пор остро встает вопрос о дополнении ресурсной стратегии энергетической составляющей. Вопросы энергоснабжения можно анализировать и в ресурсной стратегии, но тогда она предполагает исследование потребления и использования всех ресурсов предприятия. Тогда как, в современных экономических условиях, вопросы энергозатрат и энергопотребления, особенно для энергоемких предприятий, ставят их на одно из первых мест при разработке стратегии развития организации.

Так как энергоемкому промышленному предприятию необходимо заранее просчитывать энергозатраты на производство продукции, предполагать рост тарифов на тепло- и электроэнергию, то включение энергетической стратегию в общую комплексную позволит, относительно контролировать внешнюю среду предприятия, обеспечить реализацию мероприятий стратегического плана, и достичь запланированных целей.

Формирование общей комплексной стратегии предприятия и энергетической стратегии в частности – это сложный процесс, требующий четкой формулировки того, что мы понимаем под этими определениями.

На сегодняшний день в работах многих экономистов приводятся различные толкования определении «стратегия» и «энергетическая стратегия страны». При этом понятие «энергетическая стратегия предприятия», «энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия», встречаются довольно редко, гораздо чаще можно встретить определение «энергетический менеджмент».

Для того, чтобы сформулировать определение понятия «энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия» мы проанализировали понятийный аппарат, составленный на основе научных источников (см. табл.1), и сделали вывод о том, что большинство определений относится к понятию «стратегия». Под ней понимаются план производства и развития организации; направление для достижения целей организации; модель поведения предприятия на рынке для достижения определенных целей и т.д.

Систематизация подходов в определении понятий «энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия»

Энергосберегающая стратегия России как фактор устойчивого развития в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погребняк Р.Г.

Экономический рост Российской Федерации в последнее десятилетие достигался в основном за счет временных факторов: экспортных цен на углеводороды, импортозамещения в связи со снижением курса рубля. В посткризисный период необходим переход на инновационный путь развития экономики , на внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий с максимальным использованием энергетических и материальных отходов производства в качестве вторичных ресурсов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Погребняк Р.Г.

Текст научной работы на тему «Энергосберегающая стратегия России как фактор устойчивого развития в посткризисный период»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

энергосберегающая стратегия России как фактор устойчивого развития в посткризисный период

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления E-mail: pogrebnjak@ mail.ru Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

Экономический рост Российской Федерации в последнее десятилетие достигался в основном за счет временных факторов: экспортных цен на углеводороды, импортозамещения в связи со снижением курса рубля. В посткризисный период необходим переход на инновационный путь развития экономики, на внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий с максимальным использованием энергетических и материальных отходов производства в качестве вторичных ресурсов.

Ключевые слова: энергосбережение, окружающая среда, экономический рост, природно-ресурсный потенциал, мировой экономический кризис, энергетические и материальные отходы производства, инновационный путь развития экономики.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009 отмечается, что одним из приоритетных стратегических путей развития инновационной экономики страны является повышение энергоэффективности и энергосбережение. Реализация технологического потенциала энергосбережения является важным направлением решения задачи вывода страны из затянувшегося финансово-экономического кризиса.

Одним из ключевых направлений стратегии инновационного прорыва является трансформация энергетического сектора экономики в связи с тем, что быстрый рост энергетических потребностей населения и хозяйственного комплекса наталкивается на два главных ограничения.

Первое ограничение — экологическое. Топливно-энергетический комплекс является наибольшим загрязнителем окружающей среды. Основная часть эмиссии парниковых газов вызвана сжиганием

ископаемого топлива [6, р. 7]. По данным Международного энергетического агентства, выбросы СО2 на душу населения составили в 1999 г. в целом по миру — 3,9 т, в частности по странам: 63,11 т — в Катаре, 19,8 т — в США, 16,95 т — в Австралии, 0,13 т — в Конго, 0,06 т — в Мозамбике, 0,05 т — в Эфиопии [7, р. 48—57]. Дальнейшее увеличение теплового загрязнения планеты чревато негативными климатическими последствиями.

Второе ограничение — ресурсное. В связи с исчерпанием запасов лучших месторождений топлива ухудшаются условия его добычи. Переход от старых месторождений к новым сопровождается усилением негативных факторов: сложнее становятся горно-геологические условия, растет глубина залегания и удаленность месторождений, ухудшается инфраструктура во всех ее компонентах (инженерно-технических, транспортных, социальных, логистических). Природа их такова, что это уже не компенсируется ни усовершенствованиями технологии, ни повышением цен на энергоносители.

Осознание основной угрозы энергетической безопасности — исчерпаемости природных топливно-энергетических ресурсов — вынудило ООН поставить вопросы энергетики в качестве ключевых на Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г.

Предварительно в 1991—1992гг. была разработана, а в1994 г. вступила в силу Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), согласно которой все страны должны вести учет выбросов парниковых газов. В 1997 г на Третьей конференции сторон РКИК был принят международный инструмент контроля выбросов парниковых газов — Киотский протокол к

Рамочной конвенции ООН об изменении климата, ограничивающий выбросы парниковых газов странами в период 2008—2012 гг. в среднем на 5,2 % ниже уровня 1990 г. Эти страны имеют право выполнять принятые обязательства с использованием рынка квот на выбросы парниковых газов. Наша страна ратифицировала этот документ в 2004 г.

В условиях исчерпания сырьевых источников экономического роста в мировом масштабе наша страна стоит перед острейшей необходимостью выбора долгосрочной стратегии социально-экономического и инновационно-технологического развития и пока располагает возможностями для инновационного прорыва. Ресурсы реализации прорыва — инновационное наполнение инвестиций, повышение эффективности энергопотребления, вовлечение в топливно-энергетический баланс альтернативных источников энергии, эффективная налоговая система и использование рентных доходов, партнерство предпринимателей, государства и общества, участие в мировой экономике.

В свете поставленных задач представляется актуальным рассмотрение места России в мировом энергетическом и сырьевом секторе и ее роли в устойчивом развитии в перспективе. Период между финансовым кризисом августа 1998 г. и глобальным кризисом, острая фаза которого началась в сентябре 2008 г., для России был десятилетием самого бурного экономического роста за всю ее историю — объем ВВП в реальном выражении почти удвоился. Номинальный объем ВВП в долларовом выражении вырос почти в семь раз, в основном за счет роста цен на энергоносители и сырье. Это больше, чем в любой другой крупной стране мира.

За это десятилетие улучшились и другие социально-экономические показатели: увеличилась реальная заработная плата, занятость населения, отток частного капитала сменился большим по объему чистым притоком, государственный долг был почти полностью погашен. В результате профицита бюджета международные резервы достигли почти 600 млрд долл. По этому показателю наша страна уступала только Китаю и Японии. Одновременно происходило накопление иностранных активов, которые к концу 2008 г. достигли 13 % ВВП.

Как отмечается в «Экономическом обзоре ОЭСР по Российской Федерации, 2009 г.», высокие экономические результаты были достигнуты в существенной мере за счет временных факторов: • значительного снижения курса рубля, что послужило толчком к активизации экономики на основе импортозамещения и использования свободных производственных мощностей;

• растущих с 2003 до середины 2008 г. цен на

Устойчивость экономического подъема страны вызывала все больше вопросов, по мере того как значения этих временных благоприятных факторов достигали рекордных отметок. Государственный бюджет и рост реального ВВП все сильнее зависели от цен на нефть и газ, риски, связанные с возможным их падением повышались, что и привело к глубокой рецессии, которая имеет место в настоящее время.

Все это заставляет во многом по-новому взглянуть на итоги развития экономики страны за истекшее десятилетие, глубже проанализировать условия и источники ее развития в перспективе. Стало очевидным, что необходим переход к новой, более устойчивой, модели роста, не зависящей от производства сырья и углеводородов и ориентированной на инновации. Этот принцип был заложен в правительственной концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., разработанной в 2008 г. Однако разразившийся кризис не дал возможности реализовать данную стратегию путем принятия конкретных мер экономической политики.

Ситуация усугубилась неблагоприятными демографическими тенденциями и серьезными проблемами, связанными с ухудшением состояния окружающей среды, что может потребовать крупных бюджетных расходов в будущем.

Читать статью  Как подобрать мощность солнечных батарей: подробная инструкция

Посткризисное восстановление российской экономики должно проводиться на основе внедрения более рациональной модели устойчивого развития, основанной на инновациях, инвестициях, накоплении человеческого капитала, стимулировании функционирования конкурентной рыночной экономики на принципах верховенства закона.

Источниками экономического роста России являются ее богатые природные ресурсы. Страна занимает одно из ведущих мест в мире по объему разведанных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), высока ее доля и в мировой добыче ТЭР: по природному газу — 28 %, нефти — 12 %, каменному углю — 12 % [3, с. 261]. Мы являемся одним из ведущих экспортеров топливно-энергетического сырья на мировой рынок.

Россия, являясь одной из самых богатых стран мира по запасам энергетического сырья, одновременно имеет и самую энергорасточительную экономику. Энергоемкость российской экономики превышает в среднем в 3—6 раз энергоемкость производства в наиболее развитых государствах. Низкую эффективность энергоиспользования в СССР

обусловила государственная политика заниженных цен на энергоресурсы, доля которых в себестоимости промышленной продукции составляла от долей до нескольких процентов, а в коммунальную сферу ресурсы отдавались в 3 раза ниже себестоимости. В результате чего энергоемкость ВВП в России в 2—3 раза выше, чем в США; в 3,5 раза выше, чем в Западной Европе.

Эффективность использования электрической энергии в России ниже, чем в развитых странах, а именно: в Японии — в 6 раз, в США — в 2 раза, в Германии — в 1,2 раза. Эти факты свидетельствуют о необходимости строжайшей экономии энергоресурсов.

Суммарная потенциальная стоимость запасов полезных ископаемых России оценивается в 28 560 млрд долл. Топливные ресурсы составляют более 70 % общей стоимости, в том числе, млрд долл.: природный газ — 9 190; уголь и сланцы — 6 651; нефть и газовый конденсат — 4 481.

Однако роль каждого из них менялась в зависимости от социально-экономической и технологической ситуации в определенные временные периоды развития экономики. Научно-технический прогресс сыграл важную роль в изменении энергетической базы общества в течение XIX и XX вв., что отразилось на использовании природных ресурсов и характере загрязнения окружающей среды.

XIX в. был веком угля и паровой машины. Углю традиционно принадлежала подавляющая доля в топливном балансе наиболее развитых стран. Сжигание угля росло по мере развития промышленности, однако по экологическим показателям этот вид топлива значительно уступает другим энергоносителям.

Геологические запасы топливно-

За последние 30—50 лет энергетическая база промышленности и городов значительно изменилась: доля угля в электроэнергетике сократилась. Главными видами топлива стали нефть и газ. В табл. 1 представлены данные по геологическим запасам топливно-энергетических ресурсов и долям стран в их общемировых запасах.

На долю России приходится 5,7 % мировых запасов нефти, а с учетом значительных ресурсов ее в нетрадиционных природных источниках — нефтеносных песчаниках, сланцах, битумах — чуть больше 13 %. В условиях стабильного повышения мировых цен на углеводородное сырье к 2040 г. возможно обеспечение экономической рентабельности широкого вовлечения в эксплуатацию бедных и высокозатратных месторождений. К 2020 г. их суммарная доля в добыче может составить порядка 5 %, к 2030 г. — около 8 %, а к 2060-2080 гг. — 15-20 % [4, с. 142, 145]. Предполагается, что при оценочных темпах роста потребления нефти 1,5-1,7 % в год пик ее добычи может наступить к 2040 г. с дальнейшей продолжительной стабилизацией и даже с тенденцией к понижению к 2080 г.

Россия является мировым лидером по разведанным запасам природного газа (31,6 % от общемировых запасов и около 22 % мировой добычи). Фактическая их выработанность на настоящий момент не превышает 20 %. Однако структура месторождений неоднородна: 28 % из общего объема разведанных запасов относятся по всем параметрам к высокоэффективным, 14 % — глубокозалегаю-щим, 36 % — удаленным более чем на 500 км от освоенных территорий с развитой инфраструктурой, 9 % — сероводородсодержащим и около 13 % -низконапорным.

■энергетических ресурсов в мире

Наименование государства Геологические запасы Доля в общемировых запасах, %

нефти, млрд т природного газа, трлн м3 угля, млрд т нефти природного газа угля

Мир в целом 142,7 148,4 984,5 100 100 100

Европа и страны СНГ В том числе Россия 13,3 8,2 61,0 46,9 355,5 157,0 9,3 5,7 39,2 31,6 36,1 15,9

Страны Ближнего Востока 93,4 56,1 65,5 36,0

Саудовская Аравия Иран 36,0 6,36 23,0 — 25,2 4,1 14,8 —

Северная и Южная Америка В том числе: 20,5 14,2 279,5 14,4 9,1 28,4

США 3,8 5,2 250,0 2,7 3,3 25,4

Венесуэла 11,2 4,2 — 7,8 2,7 —

Африка 10,3 11,8 57,1 7,2 7,6 5,8

Азия, Австралия, Океания 5,2 12,6 292,5 3,6 8,1 29,7

Источник: составлено автором на основе прогноза BR Statistical Review of World Energy.

0L НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Уголь менее экологичен, чем нефть и газ, поэтому доля его в мировом энергетическом балансе постоянно снижается (с 25 % в 1970 г. до прогнозных 20 % к 2020 г.). В основном он используется в качестве топлива для теплоэнергетики и сырья для металлургии. Однако в перспективе после 2040 г. по мере истощения нефтегазовых месторождений доля угля в мировом энергопотреблении может достичь 25—28 %.

Атомную энергетику было принято считать экологически чистым производством электроэнергии. Чернобыльская катастрофа явилась причиной свертывания этой отрасли. Однако атомная энергетика имеет долговременные ресурсы.

На VII Мировой энергетической конференции, проходившей в Москве в 1968 г., была дана оценка содержания урана в морях и океане на уровне 4 • 109 т. Это значит, что данный вид топливно-энергетического ресурса практически неисчерпаем.

Россия располагает богатым гидроэнергетическим потенциалом — на территории нашей страны сосредоточено около 9 % мировых запасов гидроэнергии. По обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами мы занимаем 2-е место в мире после Китая, опережая США, Бразилию и Канаду.

Экономически эффективная часть гидроэнергетического потенциала России составляет более 850 млрд кВтч годовой выработки, что соответствует 75 % от уровня текущего потребления энергии в стране. Степень освоения этой части гидроресурсов составляет около 20 %, в том числе: по районам европейской части страны — 49 %, в Сибири — 20 %, на Дальнем Востоке — 4 % [2, с. 7]. За 2008 г. на гидроэлектростанциях страны выработано 175 млрд кВтч электроэнергии, это — 17,7 % в энергетическом балансе страны.

В XXI в. человечество вплотную столкнулось с проблемами истощения первичных источников энергии и экологической безопасности. Сейчас разведка и освоение новых месторождений нефти — основного энергоносителя — не успевают за объемом добычи ее из недр, действующие месторождения скудеют, увеличивается потребление нефти на транспорте, дорожает бензин.

При этом считается, что недра России изучены крайне слабо: ресурсы полезных ископаемых разведаны лишь на 1/3 ее огромной территории без учета запасов обширнейшего шельфа, поисково-разведочные работы на котором находятся на начальном этапе. По состоянию на начало XXI в. степень разведанности сырьевой базы страны составляет 41 %, в том числе Западной Сибири — чуть более 46 %, европейского Севера — около 51 %, Восточной Сибири — около 10 %, районов морского шельфа — чуть более 4 %.

К середине текущего столетия можно ожидать значительного увеличения производства и использования нетрадиционных видов энергии-солнечной, ветровой, энергии приливов и отливов, геотермальной, биомассы, вторичных ресурсов, использующих энергетический потенциал отходов производства. По прогнозным оценкам структуры потребления энергоресурсов, доля возобновимых источников энергии в суммарном энергетическом балансе мира увеличится по сравнению с 2000 г. в 1,3 раза к 2040 г. и в 2,3 раза — к 2080 г. (табл. 2) [1, с. 49].

Долгосрочный прогноз опирается на анализ развития ситуации в стране и мире по политическим, экономическим, экологическим, социальным, технологическим и другим факторам; выявляются возможности и риски, способные оказать влияние на развитие экономики и социальной сферы.

При этом основное внимание уделяется теоретическим и практическим аспектам энергосбережения и охраны окружающей среды (ООС) в масштабах страны и промышленных регионов. Следует отметить, что эти направления в концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации освещаются как второстепенные. При реализации программы природоохранные и энергосберегающие мероприятия не выполняются в полном объеме. Основными причинами этого являются недостаточная проработанность механизма исполнения запланированных мероприятий в вопросах конкретизации источников и сроков финансирования, выборе исполнителей всех этапов работ и др.

Прогноз структуры потребляемых мировых энергоресурсов, %

1990 2000 2010 2020 2040 2060 2080

Нефть 39,0 40,4 39,2 37,4 30-40 25-28 18-23

Газ 21,5 22,8 25,5 29,1 34-37 35-40 35-40

Уголь 26,0 21,8 21,1 20,3 20-21 23-25 25-28

Атомная энергия 5,9 6,5 5,6 4,6 3,5-4,0 2,5-3,0 2,0-3,0

Гидроэнергия и другие возобновляемые источники 7,6 8,5 8,9 8,6 10-11 13-15 17-20

Сложившиеся институты и инструменты государственного планирования посредством разработки федеральных целевых программ (ФЦП) развития отраслей на среднесрочную и долгосрочную перспективу, приоритетных национальных проектов, сценариев экономического роста недостаточны для выработки работоспособной долгосрочной государственной социально-экономической стратегии.

Практика реализации программ показала, что программно-целевое планирование осуществлялось без тщательной проработки всех финансовых, временных, технико-технологических элементов планируемых мероприятий, что привело к невыполнению таких значимых для экономического роста страны ФЦП, как «Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года» и «Отходы».

ФЦП «Отходы» предусматривала решение следующих важнейших задач:

• снижение объемов образования отходов на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий;

• сокращение на основе применения новых технологических решений видов и объемов токсичных и опасных отходов;

• повышение уровня использования отходов;

• эффективное использование сырьевого и энергетического потенциала вторичных материальных и энергетических ресурсов в сложившихся региональных производственных структурах;

• экологически безопасное размещение отходов;

• целенаправленное распределение финансовых и иных ресурсов на удаление отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот. Финансирование предусматривалось из

средств федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников. Как показал проведенный нами анализ результатов выполнения программы недостаточное инвестирование мероприятий не явилось главной причиной их срыва, и даже при финансировании исполнителей в определенные временные этапы в объеме, доходящем до 97,9 % от предусмотренного программой, средства были освоены лишь на 51 % [5, с. 39].

Проблема энергосбережения и создания безотходных технологий приобретает все большее значение, т. к. природное сырье с течением времени истощается, что заставляет перерабатывать более бедные руды и разрабатывать сложные залежи полезных ископаемых, требующие значительных дополнительных затрат. В результате производства параллельно идет процесс накопления отходов,

которые по своему составу являются вторичными ресурсами.

По оценкам природоохранных органов, в нашей стране на производство готовой продукции используется лишь 20 % добываемого сырья, ежегодно образуется до 20 млн т токсичных промышленных отходов. В настоящее время накоплено более 18 млрд т отходов горно-металлургического производства, в которых процентное содержание полезных компонентов часто сопоставимо с аналогичными показателями природных руд, а переработка их при существующем уровне техники и технологии часто рентабельна.

Следует отметить, что в производство вовлекается лишь 14 % годового образования отходов горного передела, 10 % — обогащения, 40 % — металлургического производства. Отходы металлургии используются у нас далеко не в полной мере, во вторичное сырье переходит лишь около 20 % металлов, пригодных для повторного использования, и 30 % вторичных энергетических ресурсов [5, с. 36]. Отсюда следует, что использование вторичного сырья и энергии является значительным резервом ресурсосбережения.

Вопросы энергосбережения непосредственно связаны с экологическими факторами. Оценка воздействий вредных выбросов на окружающую среду производится с учетом экологической обстановки в регионах с целью принятия необходимых мер по предупреждению возможных негативных экологических последствий реализации хозяйственной деятельности.

В настоящее время государственный учет выбросов загрязняющих веществ ведется более чем на 17 тыс. предприятий страны. Ежегодно эти выбросы составляют около 25 млн т, причем в период 1990-2000 гг. шло их снижение, в основном из-за спада производства в отраслях, являющихся основными загрязнителями атмосферы: теплоэнергетике, черной и цветной металлургии (рис. 1).

По данным Госкомстата России, в 2008 г. сбросы загрязненных сточных вод по нашей стране составили 17,5 млрд м3, выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, — 20,6 млн т. Из них на города Норильск, Новокузнецк, Череповец, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой, где расположены предприятия энергетики, черной и цветной металлургии, приходится 17,9 % вредных выбросов, в том числе на г. Норильск — 9,7 % [8]. Для сравнения экологической обстановки в 2008 г. в этих городах представлены данные по Москве как неблагополучному по загрязнениям городу: объем

Легкая Оборонная Пищевая Химическая Деревообработка Угольная Промстройматериалы Газовая Машиностроение Нефтепереработка Нефтедобыча Черная металлургия Цветная металлургия Электроэнергетика

Рис. 1. Доля отраслей в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух промышленностью в 2008 г, млн т

Источник https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=2115

Источник https://moluch.ru/archive/22/2285/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/energosberegayuschaya-strategiya-rossii-kak-faktor-ustoychivogo-razvitiya-v-postkrizisnyy-period

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *