Энергетический паспорт, кто делает и для чего?

 

Разъяснения Минэнерго России «По отдельным вопросам применения законодательства Российской Федерации в части проведения энергетического обследования»

Настоящие разъяснения разработаны Департаментом энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России (далее — Департамент) в соответствии с пунктом 4.10 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 (далее — Положение о Министерстве), и содержат обзор практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам проведения обязательного энергетического обследования, полученного на основании рассмотрения и анализа представляемых саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования копий энергетических паспортов и направляемых в адрес Департамента запросов с целью разъяснения отдельных положений законодательства в области энергетического обследования.

Одновременно сообщаем, что настоящие разъяснения Департамента не содержат правовых норм или правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом. Разъяснения Департамента имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 261-ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящих разъяснениях.

2. Разъяснения по отдельным вопросам проведения

обязательного энергетического обследования

2.1. Перечень лиц, подлежащих обязательному

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год (предшествующий году проведения энергетического обследования);

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования — это юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям, а регулируемые виды деятельности — это виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

2.2. Обязательное энергетическое обследование лиц,

расположенных в зданиях, которые являются памятниками

истории и культуры

Исключений в виде освобождения от проведения обязательного энергетического обследования для лиц, указанных в части 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ, при их размещении в зданиях, строениях, сооружениях, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

2.3. Обязательное энергетическое обследование организаций,

расположенных в арендуемых помещениях

В соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ необходимость проведения обязательного энергетического обследования не зависит от вида и объема прав на помещения и иные объекты, находящиеся в пользовании лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным.

Таким образом, если лицо не имеет на балансе помещений и иных объектов, но соответствует требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона 261-ФЗ, то оно должно провести обязательное энергетическое обследование в установленные законодательством сроки.

При этом в отношении помещений и иных объектов, принадлежащих лицу на правах аренды, обязательное энергетическое обследование за счет арендатора не проводится (если иное не предусмотрено соглашением сторон), а мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяются с учетом условий договора аренды.

2.4. Обязательное энергетическое обследование организаций,

имеющих обособленные подразделения

В соответствии с пунктом 3 Требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 апреля 2010 года N 182 (далее — Требования), при наличии обособленных подразделений обследуемого лица (филиалов, представительств) в других муниципальных образованиях к энергетическому паспорту прилагаются формы в соответствии с приложениями N N 2 — 23 к Требованиям, заполненные по каждому обособленному подразделению. Указанные формы заполняются с учетом правового статуса и иных особенностей обособленного подразделения. Суммарные данные по данному лицу указываются в формах в соответствии с приложениями N N 2 — 23 к Требованиям, заполняемых для обследуемого лица.

Читать статью  Мегаконструкции. Самые большие ветрогенераторы / Хабр

В этой связи, обязательное энергетическое обследование должно быть проведено в отношении лица, соответствующего требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ, в полном объеме, по результатам которого составляется единый энергетический паспорт на указанное лицо.

Составление отдельного энергетического паспорта на здание, строение, сооружение при проведении обязательного энергетического обследования данного лица законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не предусмотрено.

В случае если в составе лица образованы обособленные подразделения (филиалы, представительства), которые в свою очередь состоят из структурных подразделений, часть из которых территориально расположены в различных муниципальных образованиях, сведения обо всех структурных подразделениях филиала юридического лица следует указывать в приложениях N N 2 — 23 к Требованиям, заполненных по соответствующему филиалу.

2.5. Оформление энергетического паспорта по результатам

обязательного энергетического обследования

Рекомендуемая структура XML файла копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, приведена на официальном сайте Минэнерго России (http://minenergo.gov.ru) в разделе Деятельность — Энергосбережение и энергоэффективность — Документы.

Энергетические паспорта, созданные посредством программ Microsoft Office и сохраненные в формате Extensible Markup Language (XML), не соответствуют рекомендуемой структуре XML файла.

Энергетический паспорт, составленный по результатам обязательного энергетического обследования, должен содержать формы согласно приложениям N N 2 — 23 к Требованиям (все в обязательном порядке), независимо от их наполненности.

В паспорте должны быть указаны сведения за четыре предшествующих и базовый года.

Базовый год — последний полный календарный год перед датой начала энергетического обследования (год, предшествующий году составления энергетического паспорта, указанному на титульном листе).

В формах N N 2, 4 — 7 предшествующие годы следует располагать в столбцах слева направо по возрастанию.

В формах N N 10, 15 — 18 предшествующие годы следует располагать в столбцах слева направо по убыванию.

Прогноз на последующие годы в формах N N 5 — 7 следует располагать в столбцах слева направо по возрастанию.

Графы «Прогноз на последующие годы» в формах N N 5 — 7 рекомендуются к заполнению. Прогноз потребления энергетических ресурсов составляется с учетом потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и сроков осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, рекомендуемых в приложении N 21.

Отсутствие информации в полях, обязательных к заполнению, в энергетическом паспорте должно быть обосновано. Для обоснования отсутствия информации, предусмотренной Требованиями, и указания сведений разъяснительного характера используются графы «Примечание».

Допускается представление дополнительных данных, значений, обоснований и комментариев в листе разъяснений, прилагаемом к копии энергетического паспорта. Электронная версия листа разъяснений в формате Portable Document Format (PDF) должна быть записана на электронный носитель (оптический диск), а копия листа разъяснений на бумажном носителе — приложена к копии энергетического паспорта на бумажном носителе.

В соответствующих ячейках каждой графы должно быть указано только одно значение.

В случае отсутствия каких-либо сведений, предусмотренных формами энергетического паспорта, соответствующая ячейка (поле) остается пустой (не заполняется). Если величина имеет значение «0», в ячейке указывается цифра 0.

3. Предоставление данных энергетических паспортов,

составленных по результатам обязательных и добровольных

энергетических обследований, в Минэнерго России

3.1. Лица, направляющие копии энергетических паспортов

в Минэнерго России

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 261-ФЗ копию энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, вправе направлять в уполномоченный федеральный орган только саморегулируемая организация в области энергетического обследования.

Каждая саморегулируемая организация в области энергетического обследования один раз в три месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой саморегулируемой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований.

В соответствии с Положением о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу, использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 19 (далее — Положение), и пунктом 4.4.13 Положения о Министерстве сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов осуществляет Минэнерго России.

Направление копий энергетических паспортов в целях сбора, обработки, систематизации, анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований, для оценки их соответствия требованиям законодательства членами саморегулируемой организации или заказчиками энергетических обследований в Минэнерго России законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не предусмотрено.

3.2. Предоставление данных энергетических паспортов,

составленных по результатам добровольных

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ оно должно быть проведено в обязательном порядке.

Пункт 2 Положения регламентирует представление данных копий энергетических паспортов, составленных по результатам добровольного энергетического обследования, в Минэнерго России. Сбор данных, содержащихся в энергетических паспортах, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, осуществляется Минэнерго России путем направления запроса в адрес саморегулируемой организации в области энергетического обследования. Запрос включает перечень информации согласно Федеральному закону N 261-ФЗ и формы ее предоставления.

Энергетические обследования жилых домов, отдельных административных зданий, строений или сооружений, иного имущества с составлением на данные объекты энергетических паспортов проводятся в добровольном порядке.

Читать статью  Ветрогенератор 2 Вт на основе шагового двигателя

В соответствии с Положением копии энергетических паспортов, составленных по результатам добровольного энергетического обследования, направляются в Минэнерго России исключительно по соответствующему запросу Минэнерго России.

3.3. Форма представления документов, направляемых

в Минэнерго России

Документы, представляемые на бумажном носителе, должны быть подписаны руководителем (уполномоченным лицом) саморегулируемой организации в области энергетического обследования и скреплены печатью.

Копия паспорта на бумажном носителе, лист разъяснений (при его наличии) и электронный носитель (оптический диск) должны быть скреплены (прошиты) таким образом, чтобы обеспечить сохранность направляемых документов и электронного носителя при их пересылке.

Файлы, представленные на оптическом диске, следует наименовать по следующим правилам:

«Краткое наименование обследованной организации.расширение»

Формат Extensible Markup Language (XML): «Краткое наименование обследованной организации.xml»

Формат Portable Document Format (PDF): «Краткое наименование обследованной организации.pdf»

Лист разъяснений: «Краткое наименование обследованной организации_Пояснения.pdf»

Пример 1: обследованная организация — муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида N 107.

«МБДОУ ДС N 107.xml», «МБДОУ ДС N 107.pdf», «МБДОУ ДС N 107.doc».

Пример 2: обследованная организация — муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 10.

«МБОУ СОШ N 10.xml», «МБОУ СОШ N 10.pdf», «МБОУ СОШ N 10_Пояснения.pdf».

Требования к представлению копии энергетического паспорта

в форматах Extensible Markup Language (XML) и Portable

Document Format (PDF)

Копия энергетического паспорта в формате Portable Document Format (PDF) должна быть представлена в виде одного файла. Представление каждой формы энергетического паспорта в виде отдельного файла не допускается. Аналогичные требования применяются к представлению копии энергетического паспорта в формате Extensible Markup Language (XML).

Направление копии энергетического паспорта, содержащего

сведения ограниченного доступа

Разъяснения по вопросу направления копии энергетического паспорта, содержащего сведения ограниченного доступа (например, составляющие государственную тайну), размещены на официальном сайте Минэнерго России (http://minenergo.gov.ru) в разделе Деятельность — Энергосбережение и энергоэффективность — Документы.

3.4. Сбор и регистрация копий энергетических паспортов

Порядок сбора и регистрации копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования, определяется Положением и Правилами направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утвержденными приказом Минэнерго России от 19 апреля 2010 года N 182.

Энергетические паспорта, копии которых направляются саморегулируемыми организациями в Минэнерго России, должны соответствовать требованиям к энергетическому паспорту, установленным законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Согласно пункту 5 Положения регистрация и обработка копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, осуществляются по мере их поступления.

В случае направления копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, с нарушением требований, установленных Положением, либо несоответствия данных энергетического паспорта требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности Минэнерго России вправе вернуть представленные документы для устранения выявленных нарушений (пункт 7 Положения).

В случае принятия решения о приеме копии энергетического паспорта Минэнерго России направляет в адрес саморегулируемой организации извещение (письмо) о приеме копии энергетического паспорта.

Вместе с тем сообщаем, что законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не предусмотрено создание общероссийского реестра энергетических паспортов и предоставление содержащихся в нем сведений.

Энергетический паспорт, кто делает и для чего?

Энергопотребление любого производства может быть оптимизировано, что приведет к уменьшению затрат на электричество. Для оптимизации проводится энергоаудит — комплекс мероприятий, направленных на поиск возможностей сбережения энергии. Результаты аудита вносятся в энергетический паспорт.

Задача обследования

Энергетический аудит имеет следующие цели:

  • Получение информации о текущем потреблении электроэнергии на объекте;
  • Поиск возможностей для снижения затрат на электричество;
  • Оптимизация потребления энергии;
  • Снижение затрат на производство продукции.

Достижение желаемых результатов возможно при составлении индивидуального плана работ, включающем изучение всех сооружений и агрегатов, относящихся к данному предприятию.

Энергетический паспорт

Результаты проведенных работ вносятся в специальный документ – энергетический паспорт объекта. Его форма и порядок заполнения регламентируется приказом Министерства энергетики Российской Федерации №400, от 30 июня 2014 года. К паспорту прилагается подробный отчет о проведенных работах, включающий записи о расчетах всех показателей, представленных в паспорте. В отчет также вносится технико-экономическое обоснование целесообразности проведения оптимизационных работ для сбережения энергоресурсов.

Zakony ob energosberezhenii 1

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту

Проведение мероприятий, направленных на снижение энергозатрат, может носить добровольный или принудительный характер. Частные компании интересуются энергоаудитом для снижения себестоимости выпускаемой продукции на добровольной основе. Объекты, которые подлежат обязательному аудиту:

  • Предприятия, часть капитала которых принадлежит государству или государственным учреждениям;
  • Компании, деятельность которых связана с добычей, обработкой или транспортировкой газа, каменного угля, нефти и нефтепродуктов;
  • Производства, потребление энергии которых превышает 50 миллионов рублей в год;
  • Организации, осуществляющие контролируемую деятельность.

Регламентирование энергетического обследования

Согласно действующему законодательству, проводить энергетическое обследование могут только те лица, которые являются участниками саморегулирующих организаций в сфере энергетического аудита. Отсюда следует определение – энергетическое обследование это комплекс мероприятий, направленных на присвоение объекту определенного класса энергетической эффективности. Энергетический класс сооружения – оценка эффективности работы того или иного сооружения по критерию потребления энергетических ресурсов. Существует пять классов, обозначаемых латинскими буквами от A до E, где А – высший класс, Е – низший.

класс энергетической характеристики здания

Этапы энергетического обследования

Последовательность работ при энергетическом обследовании может различаться в зависимости от типа объекта и воздействия внешних факторов. К основным этапам относится:

  • Изучение документации – анализ технической составляющей сооружения, включающий среднее потребление энергоресурсов в месяц и количество единиц электрооборудования;
  • Обследование объекта– изучение потребления энергоресурсов индивидуально к каждой единице котельного, обогревательного, производственного и других типов оборудования, работающего на предприятии;
  • Анализ данных –сопоставление полученной информации об уровне потребляемых энергоресурсов с установленным нормальным уровнем, описанном в технической документации агрегатов;
  • Проектирование сберегающих мероприятий– разработка действий, направленных на оптимизацию уровня потребляемых энергоресурсов и снижению затрат.
Читать статью  Солнечная энергия — огромный, неисчерпаемый и чистый ресурс / Хабр

Результаты энергообследования

В качестве результатов энергообследования могут выступать:

  • Энергетический паспорт и технический отчет.
  • Заключение исследования качества потребляемого ресурса;
  • Рекомендации действий, направленных на оптимизацию потребления энергетических ресурсов;
  • Рекомендации и мероприятия для повышения энергоэффективности производимой продукции;

Нет единой оценки стоимости энергетического аудита. Специалисты аудиторских компаний представили усредненную ценовую политику, в основе которой лежат определенные факторы: размер объекта, количество электрооборудования, сложность работ и т.д.

Цены могут значительно различаться в разных организациях, предоставляющих услуги аудита. Это объясняется серьезностью работ и широтой знаний, необходимых для их проведения. В обследовании участвуют специалисты сбора и анализа данных, составления технической документации. Подготовка отчетных документов занимает длительный срок. Заказчикам аудита следует понимать эти тонкости и иметь ввиду, что если какая-либо организация предлагает аудит в очень короткие сроки и по минимальной цене – скорей всего в её заключении будет указана лишь поверхностная информация, практически не несущая пользы предприятию.

Ответственность за не проведение энергоаудита в установленном порядке

Ранее было указано, какие предприятия в принудительном порядке должны проходить энергетический аудит. Законодательством предусмотрены наказания за невыполнение или несвоевременное выполнение этого требования в виде административных штрафов (Закон РФ №261-Ф3 от 23 ноября 2009 года «О повышении энергоэффективности»).

Советы для экономии электрической энергии и других энергоресурсов.

Снизить потребление тока на предприятии поможет:

  • Замена старой проводки на новую – плохие контакты могут стать причиной электропотерь;
  • Замена ламп накаливания энергосберегающими лампами или светодиодными светильниками;
  • Установка больших окон в помещениях;
  • Применение стабилизаторов напряжения;
  • Использование светорегуляторов и автоматики вкл/откл света.
  • Замена одинарных окон на двухкамерные стеклопакеты.
  • Утепление ограждающих конструкций здания.
  • Установка систем автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры окружающей среды.
  • Замена старых котлов на более современные с большим КПД.
  • Перевод автомобилей на работу на сжиженном газе.

Оптимизация потребления электричества благоприятно отразится не только на экономике предприятия, но и на экономике страны в целом.

Каким организациям нужен энергетический паспорт?

Кому нужен энергетический паспорт, а кому нет

Для того, чтобы дать ответ на вопрос нужен ли вашей организации энергопаспорт, обратимся к Федеральному закону от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

В соответствии с новой редакцией ФЗ №261 (редакция 2016 года) энергетический паспорт нужен для следующих организаций:

Нужна Консультация? Нужен Энергетический паспорт? – Звоните 8(499)490-60-60 • Поможем • Подскажем

Организации с высоким энергопотреблением

Организации и предприятия, годовое энергопотребление которых превышает 50 миллионов рублей в год, обязаны провести энергетическое обследование и оформить энергетический паспорт.

  • Статья 16 ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»
  • Постановление Правительства №818 от 16.08.14.

Скачать ФЗ №261 можно здесь:

Скачать постановление №818 можно здесь:

Государственные организации и Организации осуществляющие регулируемые виды деятельности

В соответствии со статьей 16 ФЗ №261 у следующих организаций есть выбор – оформить энергетический паспорт или энергодекларацию:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  • организации с участием государства или муниципального образования;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Энергодекларацию необходимо оформлять самостоятельно. Срок действия энергетической декларации один год.

Работы по оформлению энергетического паспорта выполняет энергоаудитор. Срок действия энергетического паспорта пять лет.

Энергетический паспорт организации или учреждения

Что из себя представляет энергопаспорт?

Энергопаспорт это документ, который состоит из 35 приложений и оформляется в соответствии с приказом Минэнерго №400 от 30.06.14.

Форма энергетического паспорта едина для всех.

Приложения, которые не имеют отношения к вашей организации могут не заполняться.

Например, для школы не нужно заполнять данные о передаваемых энергетических ресурсах или трансформаторах.

Если у вашей организации нет котельной или технологических комплексов – эти приложения также можно опустить.

Нужен ли вашей организации энергетический паспорт

Нужен ли вашей организации энергетический паспорт

Какова основная задача энергетического паспорта?

Основная задача энергопаспорта

  1. Понять структуру и объем энергопотребления организации.
  2. Проанализировать энергетические балансы по электричеству и теплу.
  3. Определить участки, на которых можно реально сэкономить.
  4. Разработать эффективные меры по снижению потребления энергетических ресурсов.

Интервью об энергетических паспортах

Какие отличия энергопаспортов для организаций и учебных заведений? На поставленные вопросы отвечает руководитель центра комплексной энергоэффективности Владимир Фролов.

Интервью опубликовано по материалам телеканала Россия 24.

Если у вас есть вопросы или нужна помощь, звоните 8(499)490-60-60. Проконсультируем, поможем, подскажем.

Вас может заинтересовать:

Комментарии и вопросы

Добрый день, подскажите пожалуйста мы являемся ООО “Пансионат” полностью коммерческая организация, энергопотребление составляет 6 млн. рублей в год, нужен ли нам энергопаспорт или он делается в добровольном порядке?

Добрый день, подскажите пожалуйста, у нас Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры. В 2017 году выполнен энергетический паспорт. Нужна ли нам программа энергосбережения и нужно ли нам подавать ежегодную энергетическую декларацию?

Источник https://legalacts.ru/doc/razjasnenija-minenergo-rossii-po-otdelnym-voprosam-primenenija/

Источник https://enpartner.ru/novosti/energeticheskij-pasport-kto-delaet-i-dlya-chego

Источник https://energo-audit.com/nuzhen-energeticheskiy-pasport

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *