Энергосбережение | Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: | Образовательная социальная сеть

«Зря энергию не трать». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Энергосбережение»

• Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни.

• Развивать грамотное обращение с энергетическими ресурсами.

• Закрепить знания об электроприборах

• Развивать монологическую речь, расширять словарный запас.

Предварительная работа: чтение художественных произведений «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседы по теме «Домашняя техника», дидактические игры по «Основам безопасности». Просмотр мультфильма «Фиксики».

Оборудование: костюм для Маси, интерактивная доска, магнитофон.

В группу заходит Мася (мама Симки и Нолика из мультипликационного фильма «Фиксики»). Заходит и начинает выключать везде свет.

Мася: ну не какой экономии, сплошное безобразие.

Воспитатель останавливает гостью.

Воспитатель: позвольте, что это вы тут раскомандаволись, и вообще кто вы такая?

Мася: Извините, не терплю когда, не экономят электроэнергию. Позвольте представиться. Я, Мася. Вы случайно не видели Симку и Нолика?

Дети: Ответы детей.

Мася: вчера перед сном я рассказала им сказку про две лампочки. А когда проснулась, нашла в их в комнате записку. «Плохо будет нам без света- каждый должен знать об этом. Свет зазря не нужно жечь, очень важно свет беречь.»

Воспитатель: А, что это за сказка такая? Мы с ребятами такой не слышали.

Мася: Да, что вы? Хотите я вам расскажу?

Сказка про две лампочки.

Не в некотором царстве, и даже не в государстве, а в простой квартире под номером четыре. Жили-были две лампочки. Жили, не тужили, людям верой правдою служили. Одна лампочка была обычная, но зато очень опытная, ее изобрел А. Н Лодыгин в 1872 году, и она уже долго служила людям. Вторая лампочка энергосберегающая, молодая энергичная она появилась в доме в 2010 году, и до сих пор приносит пользу.

Так вот. В один прекрасный день, эти две подруги, поспорили между собой: которая из них лучше и, кто из них приносит больше пользы человеку?

Обычная лампочка настаивала на том, что именно с ней людям живется лучше. Ведь она первая появилась, стоит намного дешевле и до сих пор ею пользуются.

«За это тебе, конечно, спасибо, но сейчас большим спросом пользуюсь я!» Возразила энергосберегающая лампочка. «Кроме того, я современнее, практичнее, долго не перегораю, дольше служу своим хозяевам, а главное, приношу меньший вред планете!»

Так бы и спорили, они. Но в один совершенно обычный день, обычная лампочка, перегорела и на ее место вкрутили энергосберегающую. Энергосберегающая, конечно, расстроилась, что её соседки больше нет, но продолжает выполнять свою работу и служить людям.

Необходимо с детства

Привыкнуть свет беречь,

По пустякам в квартирах

Лампочки не жечь.

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

Воспитатель: Замечательная сказка. Правда ребята? Но всё- таки надо признать, что все простые лампочки со временем будут заменены на экономные, потребляющие меньше энергии и приносящие меньший урон Земле.

Мася: Это мудрое решение! Мы должны беречь нашу планету! Но куда же все-таки делись Симка и Нолик?

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, куда они могли пойти?

Воспитатель: Я тоже думаю, что они ушли следить за тем, чтобы люди экономили электроэнергию. Оставайтесь Мася у нас, они обязательно найдутся.

Воспитатель: В своей квартире или в своем доме мы уже давно не можем обойтись без электроплиты, холодильника, пылесоса и телевизора. Да и других вещей также хватает — это и электрочайник, микроволновка, музыкальный центр и, конечно, утюг.

Мася: Ребята а давайте вместе со мной, станцуем танец про эти приборы.

Музыкальная пауза (флэш моп) аудио запись.

И два фиксика внутри….

Воспитатель: Ребята, а скажите, что необходимо для всех этих приборов.

Воспитатель: а как электричество попадает в наши дома? «Электричество создается на электростанции, потом через провода, которые спрятаны глубоко в землю или очень высоко над землей поступает в подстанцию. Для того что бы ток пришел в дома, на фабрики и заводы, он совершает длинное путешествие по улицам и переулкам. Сейчас ток вырабатывают не только на электростанциях, но вода тоже вырабатывает ток. На реках строят электростанции. Только их называют не ЭЛЕКТРОстанции, а ГИДРОстанции. Посмотрите, какие турбины находятся внутри ГЫС. А еще электричество получают путем сжигания каменного угля, газа или мазута. (Презентация). А это все богатства нашей планеты. И конечно же для того чтобы, нам с вами было светло, тепло и уютно, очень много людей трудятся и днем и ночью.

Мася: А теперь поиграем в игру «Четвёртый лишний». После игры раздается телефонный звонок. Мася отвечает, а дети слышат и видят на экране запись разговора с Симкой и Ноликом.

«Мася, не ругайся и прости нас пожалуйста. Мы не просто так ушли из дома, мы занимались энергосбережением и узнали очень, много интересного. Мы с удовольствием поделимся своими открытиями.»

Презентация: Советы по сохранению электроэнергии.

Об этих советах нужно помнить каждый день. Они не сложны и не требуют много времени для их выполнения, но если не забывать им следовать, то можно значительно сократить потребление электроэнергии в Вашем доме и уменьшить затраты на ее оплату.

• Самый простой и эффективный способ экономии электроэнергии – не забывать всегда выключать за собой свет там, где он не нужен: уходя из дома, не оставлять бесполезно работающими электроприборы и освещение, не допускать длительного освещения пустых помещений. А уезжая на долгое время (например, в отпуск) обесточить (вытащить вилки из розеток) все электроприборы. Эта мера не только гарантирует вам, что какой-нибудь прибор не будет бесполезно расходовать электроэнергию, допустим, в режиме «standby», но и обеспечит пожарную безопасность в доме в ваше отсутствие.

Читать статью  Чем лучше и чем хуже вертикальный ветрогенератор в плане эксплуатации

• Содержите в чистоте лампы и плафоны. Грязь и пыль, скапливающаяся на них, может снизить эффективность осветительного прибора. Особенно часто загрязняются светильники и лампы на кухнях с газовыми плитами.

• Ваши окна должны быть чистыми. Грязные окна «крадут» естественный свет, попадающий к вам в дом. И тогда приходится включать искусственное освещение и тратить при этом электрическую энергию. Грязные или запыленные окна могут снижать естественную освещенность.

• Посмотрите, где в вашем доме можно заменить простую лампу накаливания на компактную люминесцентную лампу (КЛЛ). Помните, лампу нужно подобрать так, чтобы она подходила к светильнику: имела тот же цоколь, что и лампа накаливания, вмещалась в светильник по своему размеру. Наиболее эффективна замена ламп накаливания на энергосберегающие компактные люминесцентные лампы в тех местах, где свет горит постоянно, а включается/выключается редко. Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы в среднем может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза. Затраты обычно окупаются менее чем за год.

• СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ — И ВЫ СБЕРЕЖЁТЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ

Воспитатель: Как хорошо когда все хорошо заканчивается. Мася, вот видишь как я и говорила Нолик и Симка нашлись. Ребята вам понравилось наше занятие, что больше всего вам понравилось?

Энергосбережение
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Светлячок» г. Чкаловск Нижегородской области.

Мероприятие по энергосбережениют «ЭнергопоисК»

Дата проведения: 6.09.2016г.

Провели: Сметанина Т.А.

Участники дети подготовительной группы 6-7 лет,

в количестве 25 человек.

  • Стимулировать развитие привычки рационально и бережно относиться к энергоресурсам с детства.
  • Стимулировать внедрение культуры энергосбережения в семье.
  • Активизировать словарь детей в области энергосбережения, повышения энергоэффективности и бережного отношения к природным ресурсам.
  • Развивать психические процессы: память, воображение, восприятие, мышление.
  • с профессиональными словами и терминами;
  • с основными способами энергосбережения:
  • выключение света в тех комнатах, в которых он не нужен;
  • выключение неиспользуемых электрических приборов и зарядных устройств из сети;

-закрытие окон и дверей, когда включен кондиционер или обогревательный прибор;

  • установка энергосберегающих ламп для внутреннего и наружного освещения;
  • содержание в чистоте светильников и плафонов, окон.

Шапки- маски персонажей (Профессор, Луч, Кнопа, Датчик, Светик, мальчик Вова).Мультимедийныйпроектор, карточки с заданиями (четыре вида, для выполнения заданий), бумага, карандаши, шарик, расческа,карточки с изображением правил, лампочка белая и желтая.Фишки с изображением лампочки.Карточки названия команд «Солнышки», «Лучики», «Искорки», «Звездочки».Два воздушных шарика, волосы.

В группу заходит профессор.

Профессор: Здравствуйте, ребята меня зовут Александр Петрович Лампочкин. Но мои ученики и мои друзья зовут меня Профессор Лампочкин. Я прибыл к вам со своею секретной командой:

Лучников Антон — просто «Луч»,

Светлана Иванова — мы ее зовем «Светик»,

Кнопкина Елена — просто «Кнопа»,

Датчиков Кирилл – господин «Всезнайка».

Мы приехали к вам не просто так. В лаборатории мы проводим различные интересные эксперименты и опыты, а также у нас есть и повседневная работа: мы помогаем людям сберегать энергию — иногда мы ее находим и возвращаем, если она по каким-то причинам из домов исчезает. Знающие люди нас так и прозвали команда «ЭнергопоисК»! Итак, по порядку: секретная она потому, что о ней никто кроме нас не должен знать. Вы умеете хранить секреты?

Профессор: Хорошо, тогда с первым вопросом определились!

Мы долго наблюдали за нашей планетой и выяснили, что во многих домах началось, что-то невообразимое и любопытное — наш секретный индикатор «ПЛЮС» стал фиксировать странные вспышки — это утечка электроэнергии. В домах, где это происходит, перестают работать электрические приборы, гаснут лампочки, компьютеры и бытовая техника перестают служить людям! А вы знаете, что такое электрический прибор?

Какие они бывают?

А у вас дома они есть?

А бытовая техника?

Дети: Ответы детей.

Профессор: И вот представьте, что в некоторых домах просто в один миг исчезает энергия . бац и все. тишина. задачи нашей команды «ЭнергопоисК» приехать на место происшествия, провести расследование и выяснить причины, по которой это произошло, ликвидировать их и вернуть в дом энергию.

Профессор: Смотрите дети, индикатор «ПЛЮС» зафиксировал в квартире № 3, по адресу улица Сентябрьская, дом 16 — максимальную утечку энергии. Это красный — самый высокий класс опасности! Быстрее, команда «ЭнергопоисК» вперед.

Профессор: «Вот мы и на месте, команда «ЭнергопоисК», вы готовы приступить к первой части нашей миссии?»

Луч, Кнопа, Светик, Всезнайка: «Да!»

Всезнайка: Индикатор показывает, что в данном доме исчезла энергия сегодня утром, необходимо допросить пострадавших, кто был в доме в этот момент?

Луч: Мальчик Вова, он здесь!

Вова: Да, это я — вы знаете, произошло страшное, мой компьютер не включается, телевизор не включается, телефон не успел зарядить, погасло все и везде, что делать. а, а, а, а, а,хмык, хмык (плачет).

Светик: Не плач, команда «ЭнергопоисК» выяснит, что здесь произошло.

Кнопа: Профессор, я обнаружила первую причину исчезновения, вот посмотрите! (Кнопа показывает слайд, на которой изображена розетка, в которую включены сразу несколько приборов для зарядки, но на приборах указано, что они уже заряжены)

Профессор: Что за ужас, как же так, ведь приборы были уже заряжены, а они все равно оставались включены в сеть. Вова, запомни первое правило: если вовремя зарядные устройства от сети отключать, больше энергии будешь сберегать! Луч, занеси нарушение в общий журнал.

Правило№1 Если зарядил электроприборы, зарядное устройство надо вытащить из розетки.

Дети повторяют правило

Светик: Профессор, найдена причина №2: все окна в квартире очень грязные, солнечного света поступает в комнаты мало. Электрическим приборам — плафонам, светильникам, — приходится работать в три сменыутром, вечером и даже днем, хотя это смена солнышка

Профессор: Вова, запомни правило второе: чистота окон, а также плафонов и светильников — это залог, меньшего потребления энергии. Чистота — это к энергии доброта! А еще надо знать обязательно, что перед тем как помочь родителям вытереть осветительные приборы, надо их выключить из сети.

Читать статью  Формирование энергетической стратегии энергоемкого предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Луч, занеси нарушение №2 в общий журнал

Правило №2 все электроприборы должны быть чистыми

Дети повторяют правило

Всезнайка: Я посмотрел снимки со спутников земли, которые мы в прошлом году изобрели, на снимках видно, что этой квартире в каждой комнате, каждый день горел свет. Даже в тех комнатах, в которых не было ни одного человека.

Профессор: Вот и найдена причина №3: Вова, обязательно надо выключать свет в тех комнатах, где он не нужен. Энергия сберегается — когда выключается свет в тех в комнатах, где никто ничем не занимается! Луч, занеси нарушение №3 в общий журнал .

Правило №3 выходя из комнаты выключайте свет.

Дети повторяют правило

Луч: Ну как же мы не заметили, есть еще одна важная причина. Вот, посмотрите на осветительные приборы, . какие лампочки в них вставлены? Да, там же лампочки, которые потребляют энергии в разы больше, чем те, которые энергосберегающие. И это во всех осветительных приборах, во всех комнатах.

Профессор: Это причина № 4 — энергию сбереги, энергосберегающие лампочки установи! Запомнить нужно также, что перед тем как заменить лампочку в осветительном приборе, надо выключить прибор из сети. Луч, занеси нарушение №4 в общий журнал

Правило№4 установи энергосберегающие лампочки

Дети повторяют правило

Вова: Ох и жарко у нас, открытое окно никогда не справляется — холод не нагоняет, вот я всегда включаю кондиционер ему в помощь, жалко, что нет электричества, то-бы включил кондиционер.

Профессор: Вот и причина №5, запомни Вова, это нужно знать!! Окно обязательно закрывай, когда работают кондиционер, обогреватель или вентилятор — они работают просто зря, энергию потребляют, но своих функций не выполняют! Луч, занеси нарушение №5 в общий журнал.

Правило№5 при включении вентилятора, кондиционера или камина, надо закрыть окна.

Дети повторяют правило

Профессор: Итак, расследование выявило пять причин исчезновения энергии в этой квартире. Давайте еще раз их повторим и приступим к заключительному этапу нашей работы по устранению причин!

Персонажи показывают карточки с изображением правил.

Кнопа: Если вовремя зарядные устройства от сети отключать, больше энергии будешь сберегать!

Светик: Чистота — это к энергии доброта! Необходимо содержать окна и осветительные приборы в чистоте

Всезнайка: Энергия сберегается — когда свет выключается в тех в комнатах, где никто ничем не занимается!

Луч: Энергию сбереги, энергосберегающие лампочки установи!

Вова: Надо кондиционер и обогреватель выключать, когда открыты окна и двери, а то приборы работают зря, энергию потребляют, но своих функций не выполняют!

Профессор: Команда «ЭнергопоисК» приступить к устранению причин исчезновения энергии в этой квартире

Все: Профессор, причины устранены.

Вова: Ой, смотрите, загорелся свет! Ура, ура! Спасибо вам огромное, команда «ЭнергопоисК». Вы меня очень выручили, помогли вернуть свет в наш дом.

Профессор: Пожалуйста, эта наша работа, но ты не расслабляйся Вова, правила не забывай, энергию сберегай! А нам пора на другие вызовы!

До свидание секретная команда «ЭнергопоисК», спасибо за полезную информацию.

А мы сейчас с вами поиграем в игру «День и ночь»

Когда я подниму белую лампочку, можно бегать, кричать, сильно шуметь; на желтую лампочку вы должны замереть на месте, молчать и не шевелиться.

Игра проводиться три раза.

Немножко отдохнули, а теперь я предлагаю, вам разделится на четыре команды «Солнышки», «Лучики», «Искорки», «Звездочки».

У нас сейчас с вами будет соревнование, за каждое правильное выполнение задании, команда получит фишку с изображением лампочки. В конце мы посчитаем количество фишек, у кого фишек больше, та команда выигрывает.

На столах вы найдете карточки, на них изображены окна многоквартирного дома, некоторые из них открыты, а некоторые закрыты — найдите и укажите, из каких квартир может исчезнуть энергия. А те окошки, которые должны быть закрыты, закрасьте цветными карандашами. Найдите — где энергия расходуется зря, какие приборы — энергию потребляют, но своих функций не выполняют!

На столах вы найдете карточки, на них изображены окна многоквартирного дома — найдите и укажите, в каких квартирах может исчезнуть энергия. А те окошки, в которых не должен гореть свет закрасьте цветными карандашами. Помните — Энергия сберегается — когда выключая свет, в тех в комнатах, где никто ничем не занимается!

На столах вы найдете карточки, на них изображены квартиры из нескольких комнат — найдите и укажите:

1.В каких комнатах не должен быть выключен свет? В них закрасьте лампочки в темный цвет используя темный карандаш.

2.В каких комнатах должен быть выключен свет? В них закрасьте лампочки в желтый цвет используя желтый карандаш.

З.В каких комнатах необходима тщательная уборка? И если вы такие комнаты найдете, то постарайтесь ластиком очистить лампочки электроприборов и окна.

4.В каких комнатах надо выключить из розеток электрические приборы? В них сотрите ластиком провода электроприборов.

Помните правила: «Чистота — это к энергии доброта! Необходимо содержать окна и осветительные приборы в чистоте; Энергия сберегается -когда выключая свет, в тех в комнатах — где никто не чем не занимается! И если вовремя зарядные устройства от сети отключать, больше энергии будешь сберегать!

Игра «Разноцветные лампочки»

На пол кладут картонные силуэты лампочек разного цвета. У каждой команды свой цвет.

По сигналу взрослого команды бегут собирать кружки своего цвета, подсчитывают их и записывают число на своем листе бумаги.

Побеждает самая быстрая команда, правильно подсчитавшая кружки.

А сейчас проведем эксперимент:

Потрите шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти. Поднесите их друг к другу. Что происходит?

Потрите один из шаров об Ваши волосы, немного поднимите шарик над волосами. Что происходит?

■ В первом случае воздушные шары будут отталкиваться друг от друга.

■ Во втором случае шарик будет притягивать Ваши волосы к себе.

Читать статью  Мероприятия по энергосбережению

Как это произошло?

Протирая шары шерстяной тканью или Вашими волосами, Вы создаете на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда Вы трете воздушные шары против Ваших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно.

Игра «Энергетическая цепь»

Участники игры делятся на две равные группы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образуют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук. Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники -«центральные». Став друг против друга, «центральные» также берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию.

Ребята, вы теперь знаете основные правила энергосбережения. Ваша задача нарисовать способы энергосбережения, о которых мы с вами говорили.

Энергосбережение и энергоэфективность детям

Изображение

Каждому из нас хочется, чтобы его дом был уютным, комфортным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. Именно для этого в семьях должны бытовать традиции, которые дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи.

Психологи утверждают, как ребенок впоследствии отнесется к себе, к окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд. Ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей.

Существуют внешние факторы, которые влияют на семейные традиции. Современный уровень жизни и прогресс диктуют свои правила, и уже нет нечего особенного, что трехлетний — четырехлетний малыш запросто справляется с премудростями компьютера, с включением и отключением освещения в комнатах, с включением телевизора и просмотром детских программ. Он также открывает и закрывает краны с водой, знает, где горячая вода, где холодная. Осторожно прикасается к радиаторам отопления и знает, что отопление работает, когда на улице холодно, и не работает, когда на улице тепло.

После 5 – 7 лет, его уже интересуют вопросы: откуда берется газ и как он поступает в квартиру?; почему необходимо заправлять автомобиль топливом и откуда оно берется?; почему отключается электричество (в момент просмотра детских программ) и вода (когда ребенок моется в ванной) и от кого это зависит?; почему хорошо выезжать за город и дышать чистым воздухом?

Все эти проблемы, так или иначе, связаны с энергосбережением, экологией, актуальны в наше время и волнуют взрослых.

Может ли заинтересовать энергосбережение маленьких детей 4-7летнего возраста? Могут ли они осознано делать свой вклад в её решение? Ответим сразу – могут, если в этом заинтересованы взрослые члены семьи.

Существует ряд детских обучающих программ в сфере энергосбережения и экологии в Белоруссии, России, Украине для дошкольных и школьных учебных заведений. Правда, нужно сказать, что такие программы факультативны (не обязательны к обучению) и обучение проводится на общественных началах. Но недалек тот день, когда будут приняты соответствующие государственные нормативные документы и вопросы экономии энергии, энергосбережения для детей будут так же понятны, как правила поведения, история родного края, география и др.

Чтобы ребенок быстро освоил эти понятия в детском саду, в младших классах школы, ему нужно помочь это сделать в семье. После 5 лет ребенок начинает познавать мир в игровой форме. Ему очень нравятся игры и особенно, если с ним играют его любимые люди: папа, мама, братик, сестричка, бабушка и дедушка.

Вот пример педагогического подхода к экономному расходу воды в молодой семье. Мама приучила своего 4-х летнего сынишку самостоятельно чистить зубы утром и вечером. Когда вопрос на семейном совете стал об экономии воды, с целью сокращения оплаты за ее потребление, мама организовала игру с сыном, кто больше сэкономит воды, во время чистки зубов. Показала сыну водомер, и он убедился, что барабан счетчика крутится, когда открыт кран. Объяснила, как экономно расходовать воду во время чистки зубов (закрывать кран, когда нет необходимости в том, чтобы вода попусту лилась) и предложила награду за то, кто больше сэкономит. Игра сынишке понравилась настолько, что по приезду его 3-х летнего двоюродного братишки, во время, когда они находились вместе в ванной и чистили попеременно зубы, старший поучал младшего открывать кран только для промывания зубной щетки и набирания воды для ополаскивания рта в кружку. Заканчивалась беседа малышей фразой, – завтра с мамой посмотрим счетчик воды и получим приз!

Другой пример. Папа своему пятилетнему сыну предложил игру – добрые дела. В перечень добрых дел, которые мог сделать сынишка, входило многое: помощь маме, убрать игрушки за собой и за младшей сестренкой, принести и подать папе инструмент при выполнении последним какого-либо ремонта и т.д. В конце каждого дня, на семейном совете записывались все добрые дела выполненные сыном и проставлялись баллы. Папа предложил сынишке в перечень добрых дел включить экономию электроэнергии, показал табло электрического счетчика с цифрами и пояснил, что нужно делать, чтобы величина была меньше. В таком возрасте дети знают цифры и могут отличить большее число от меньшего. За выполнение этого доброго дела предлагался специальный приз. Спустя неделю 5-ти летний малыш четко усвоил, если нет никого в детской комнате, свет должен быть отключен, если выходишь из ванной комнаты, свет нужно отключать, если никто не смотрит телевизор, его нужны выключить. Он это делал сам или напоминал взрослым. Дело дошло до того, что иногда родители, в ущерб себе отказывались смотреть телепередачи, понимая важность навыков, приобретаемые их ребенком.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-teme-yenergosberezhenie-tema-zrja-yenergiyu-ne-trat.html

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/01/19/energosberezhenie

Источник https://ddu42grodno.schools.by/pages/energosberezhenija-i-energoeffektivnost

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *