Умные счетчики и умный дом: варианты установки АИС в многоквартирных домах

 

Автоматизированная система энергосбережения

Невозможно повысить энергоэффективность предприятия без автоматизированной системы управления энергосбережением. Что это такое? Об этом лучше всего знают в ЗАО КонсОМ СКС. Это предоставление верных данных для аналитического исследования эффективности использования ресурсов энергетики во всех филиалах предприятия. Миссия автоматизированной системы энергосбережения заключается в техническом, информационном, математическом, организационном и программном сопровождении.

Автоматизированная система управления энергосбережением решает проблему разнородности первичных данных от оборудования нескольких производителей, а также несовершенства сетевой инфраструктуры. В состав автоматизированной системы энергосбережения входят энергоменеджмент, энергоаудит и система контроля энергоресурсов. Это позволяет разрабатывать мероприятия по оптимизации энергозатрат, обследовать причины потерь энергоресурсов и составлять топливно-энергетический баланс предприятия. При этом все задачи решаются в едином информационном поле.

Умные счетчики и умный дом: варианты установки АИС в многоквартирных домах

Концепция умной городской среды, которую путем вербальных интервенций пытается продвигать Минстрой России, не может обойти стороной сферу ЖКХ. Текущий уровень развития технологий позволяет активно внедрять в процессы управления многоквартирными домами и использовать различные инструменты контроля и учета коммунальных ресурсов и услуг. Одним из самых интересных и доступных вариантов применения такой технологии – является установка автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (АИС).

Проблемы коммерческого учета

При любом способе управления многоквартирным домом есть общие проблемы с коммерческим учетом:
1.Сокрытие реальных показаний индивидуальных приборов учета. В ситуации, если такие приборы расположены внутри жилого или нежилого помещения (а при вертикальной разводке это так в 95% случаев) – оперативно контролировать фактическое потребление по счетчикам крайне затруднительно.

2. Небалансы, связанные с высокой ценой за 1м3 теплового компонента в составе коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Например, собственник может не пользоваться горячей водой и иметь бойлер, но пользоваться объемным полотенцесушителем (как обогревающим элементом). Тепловые потери такого собственника, который горячей водой греет помещение – уходят в обратку, а цену за 1м3 горячей воды оплачивают его соседи.

3.Проблемные аспекты в связи в связи с переходом на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Здесь можно сделать много ошибок на этапе передачи показаний ресурснику, а коммерческий учет, тем временем, запускается.

АИС: понятие и составные части

С 1 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) был введен пункт е_1) в п. 2, который отнес в состав общего имущества автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В самом общем виде АИС включает в себя:
— индивидуальные приборы учета со встроенным радиомодулем для дистанционного снятия и передачи показаний без участия собственника (располагаются внутри жилых или нежилых помещений);
— общедомовые приборы учета со встроенным радиомодулем для дистанционного снятия и передачи показаний;
— антенна или коллективная станция (она может быть размещена на техэтаже дома);
— программный комплекс, который интегрирует передаваемые сведения в единую систему и формирует базу данных (на рынке таких систем представлено немного, самые распространённые «Стриж» и «Вавиот»).

Читать статью  Монокристаллические солнечные батареи

Общее преимущество АИС состоит в том, что:
— показания по индивидуальным приборам учета снимаются одновременно с данными общедомовых приборов учета (что убирает небалансы по коммунальному ресурсу на содержание общего имущества из-за разных дат снятия или приема таких данных);
— все данные действия осуществляются без участия собственника, дистанционно;
— все данные программы, как правило, позволяют формировать антимагнитный отчет (то есть, если собственник повесит магнит, система это сразу же выявит и к такому собственнику можно прийти с проверкой);
— данные по потреблению передаются (как правило) каждые сутки, исходя из чего можно выстроить реальную картину потребления коммунальных услуг (и если собственник ее занижает, прийти к нему с проверкой).

Весьма спорным моментом является ответ на вопрос, являются ли индивидуальные приборы учета со встроенным радиомодулем общим имуществом собственников помещений МКД. Коммунальные ресурсы учитываются (измеряются) общедомовыми приборам учета (ОДПУ) и находятся в зоне ответственности управляющей домом организации. Коммунальные услуги учитываются (измеряются) индивидуальными приборам учета (ИПУ) и находятся в зоне ответственности собственника, не являясь общим имуществом.

Однако в случае АИС, эти правила не действуют. И ОДПУ, и ИПУ являются частью («винтиками») одной сложной вещи – АИС. В соответствии со ст. 135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, ИПУ в составе АИС выступают в качестве общего имущества на правах принадлежности к главной вещи (системе учета, в целом).

Варианты установки АИС: ищем средства или понуждаем ресурсника

Практикой наработано несколько способов установки АИС в многоквартирных домах.

Первый. За счет увеличения тарифа на текущее содержание с последующим включением АИС в состав общего имущества (и закладыванием расходов на содержание АИС в тарифе). Данная система довольно дорогая, в масштабах 100 квартир и 200 счетчиков ИПУ ее цена вместе с ОДПУ с установкой составит около 600-800 тысяч рублей. Поэтому первоначально со стороны жителей может быть непонимание нужности установки АИС в доме и активное противодействие этому.

Второй. Установка застройщиком. До настоящего времени небольшое количество застройщиков практикуют установку АИС в многоквартирных домах (равно как и горизонтальную разводку). Тем не менее, эта практика все чаще встречается в домах премиум-класса.

Третий. За счет капитального ремонта. В соответствии с п. 2 ст. 166 ЖК РФ региональным законом о капитальном ремонте федеральный компонент допустимых работ (п. 1 ст. 166 ЖК РФ) может быть дополнен установкой АИС. Поэтому, если собственники хранят деньги на специальном счете по капитальному ремонту и хотят установить АИС, необходимо заглянуть в региональное законодательство, во многих субъектах такая возможность есть.
Например, п.2 ст. 12 Закона Пензенской области от 01.07.2013 № 2403-ЗПО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области» допускалось устанавливать АИС за счет данных средств. После того, как многие ТСЖ начали предпринимать попытки установки такой системы «по капремонту» региональный оператор вместе с региональными депутатами решили «откатить назад» и Законом Пензенской области от 01.11.2017 № 3108-ЗПО внесли поправку об исключении возможности установки АИС по капитальному ремонту, а губернатор такую поправку подписал. Данное решение, разумеется, принималось без какой-либо дискуссии с работниками ЖКХ, ТСЖ, управляющими организациями и является очень позорным и непродуманным «метанием» без реального обсуждение важности данного вопроса со сплошной установкой АИС в многоквартирных домах за счет средств капитального ремонта. Вместе с тем, в ряде регионов возможности установки АИС по капитальному ремонту имеются и до настоящего времени, а потому ими можно активно пользоваться.

Читать статью  Ветрогенератор и мотор колесо

Четвертый. В части АИС на электрическую энергию в ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» имеется понятие «интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности)» (ИСУЭЭ). Под ней понимается совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.

При этом расходы гарантирующего поставщика на установку ИСУЭЭ подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и не учитываются при государственном регулировании тарифов. Финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также иных не запрещенных законом источников, в том числе средств, полученных в результате экономии операционных расходов, достигнутой гарантирующим поставщиком при осуществлении регулируемых видов деятельности (п. 6.3 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Таким образом, расходы энергоснабжающей организации по установке ИСУЭЭ уже заложены в тарифе. Вместе с тем, нужно учитывать, что ИСУЭЭ распространяется только на ОДПУ. Ответственность за ИПУ по электрической энергии продолжают нести собственники такого оборудования.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru

Единая информационная система для мониторинга и управления эффективностью энергосбережения

Завершен первый этап работы над уникальным масштабным проектом – созданием интегрированной автоматизированной информационной системы мониторинга и управления энергосбережением Москвы. Она позволит решать проблему повышения энергоэффективности на качественно новом уровне.

Мы попросили руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Е. В. СКЛЯРОВА рассказать как данная система позволяет контролировать и управлять мероприятиями, направленными на реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поставленную законом № 261-ФЗ перед органами исполнительной власти.

Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Москве проводятся в рамках городской целевой программы «Энергосбережение в городе Москве на 2011–2013 годы и на перспективу до 2020 года». Функция координатора работ по планированию и проведению энергосберегающих мероприятий возложена Правительством Москвы на Департамент топливно-энергетического хозяйства (ДепТЭХ).

Масштабы работы по проведению энергосберегающих мероприятий определены большим количеством участников этого процесса – потребителей, организаций по производству и транспорту энергоресурсов. Субъекты энергосбережения зачастую имеют разнонаправленные экономические интересы, что требует межсистемной координации при реализации проектов энергосбережения. Также у разных субъектов энергосбережения в значительной степени отличаются регламенты и форматы хранения информации, необходимой для координации программ.

В связи с этим в 2010 году принято решение о создании «Единой интегрированной автоматизированной информационной системы мониторинга и управления эффективностью энергосбережения на объектах города Москвы» (ЕИАИС ЭЭ), которая позволит:

  • повысить эффективность обеспечения энергетическими ресурсами;
  • улучшить управление топливно-энергетическим хозяйством города;
  • сократить потери энергоресурсов и расходы бюджета города на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • формировать и реализовывать региональную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, включая мониторинг выполнения программ и проектов энергосбережения;
  • собирать, хранить, верифицировать и предоставлять информацию для Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…».
Читать статью  Солнечные батареи для дома: цена, анализ стоимости установки.

На первом этапе создания ЕИАИС ЭЭ – концептуального проектирования – выделены основные модули системы, обеспечивающие:

  • мониторинг, контроль и анализ выполнения программ и проектов энергосбережения, а также поддержку процесса энергетических обследований;
  • сбор и проверку данных о производстве, транспортировке и потреблении энергетических ресурсов;
  • пополнение необходимой информацией Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • ведение структуры субъектов энергосбережения и объектов энергетического хозяйства;
  • автоматизированный сбор данных о состоянии энергетической сети и статусах энергетического оборудования;
  • предоставление единой точки доступа ко всем компонентам системы.

В качестве концептуального базиса для построения архитектуры системы был выбран подход, согласно которому ЕИАИС ЭЭ отнесли к классу «система систем». Такие системы появляются только в результате информационного взаимодействия между компонентами, которые сами по себе являются крупномасштабными системами. Среди отдельных компонентов системы ЕИАИС ЭЭ: системы учета энергетических ресурсов ресурсоснабжающих организаций, общегородские системы классификации и кодирования, информационно-измерительные комплексы объектов бюджетной сферы, а также собственные специализированные модули системы, автоматизирующие функции координации и контроля выполнения программ энергосбережения и смежные с ними функции. В основу построения такой системы заложена единая информационная модель хранения и обмена информацией.

Вместе с тем концептуальный проект рассматривает ЕИАИС ЭЭ как региональный сегмент ГИС в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Также проект предусматривает создание единой точки входа в систему для всех пользователей ЕИАИС ЭЭ (портал энергосбережения).

За рубежом задачи автоматизации энергосбережения решаются в рамках комплексных систем класса EMS (Energy Management System), которые, однако, не рассчитаны на поддержку российской нормативной базы, поэтому у нас они требуют длительной и дорогостоящей адаптации при внедрении.

Предусматривается поэтапное внедрение модулей системы в соответствии с приоритетами, определенными при концептуальном проектировании. При этом некоторые функции требуют информационной поддержки уже сейчас. К ним относится: управление проектами региональной программы, ведение программ энергосбережения, сбор данных о потреблении энергетических ресурсов субъектами энергосбережения, накопление информации о структуре энергетического хозяйства города, а также представление данных на едином портале энергосбережения. Программные модули первой очереди, обеспечивающие автоматизированное выполнение вышеуказанных функций, были созданы и внедрены в конце 2010 года.

Такой подход к построению системы позволяет не только сократить временные издержки и количество ошибок на ранних этапах построения, но и вносить необходимые корректировки. Привлекались ведущие российские разработчики и системные интеграторы, имеющие опыт построения распределенных систем в энергетической отрасли: ГК «АйТи», ГК «Астерос», ГК «МСС», ООО «Главное проектное управление», ЗАО «Ланит».

Уже на этапе концептуального проектирования и внедрения пилотных модулей возникли сложности, требующие срочного решения. К числу первоочередных организационных и технических мер можно отнести:

  • устранение недостаточной обеспеченности субъектов энергосбережения приборами учета энергетических ресурсов;
  • унификация методик расчета целевых показателей энергосбережения в целях обеспечения достоверности и сопоставимости значений показателей, получения интегральных оценок эффективности энергосбережения территорий вне зависимости от уровня подчинения субъектов;
  • синхронизация регламентов сбора, обработки и предоставления информации в области энергосбережения, в целях исключения дублирования данных и минимизации трудозатрат субъектов.

Опыт реализации проекта по созданию ЕИАИС ЭЭ может быть использован в других регионах РФ, т. к. ЕИАИС ЭЭ изначально создается согласно требованиям федерального законодательства. Кроме того, масштабные характеристики энергетического хозяйства города Москва обеспечивают высокую долю покрытия задач, которые могут стоять перед координаторами региональных программ энергосбережения других субъектов РФ.

Источник https://www.konsom.ru/solutions/informatsionnye-sistemy/sistemy-tsehovogo-energosberezheniya-ais-mes-energouchet/avtomatizirovannaya-sistema-energosberezheniya/

Источник https://www.gkh365.ru/blog/blog3/smart-meters-and-smart-home-how-to-install-ais-in-apartment-buildings/

Источник https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=4815

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *