Материалы велосипедных рам: какие бывают и в чём разница
Сталь, алюминий, углепластик, а может быть титан? Как выбрать, чтобы велосипед не разочаровал?
При выборе велосипеда материал рамы даже более важен, чем качество оборудования и общая цена. Компоненты можно поменять, а рама будет с вами всегда, пока велик принадлежит вам. К тому же на раму и вилку приходится большая часть стоимости, поэтому перед покупкой стоит подумать, что предпочесть. Так что же?
Человечество достигло многого, но пока не придумало материал, который позволял бы производить рамы сложных форм с безупречными соединениями труб, достаточно упругие для комфортной езды и одновременно достаточно жёсткие для езды эффективной, лёгкие, но прочные, поддающиеся ремонту в случае аварии и при этом недорогие.
Идеального материала нет. А раз его нет, значит выбор любого — это всегда компромисс.
Технически сделать раму можно из чего угодно, от веток до чистого золота. Но здравый смысл и опыт производителей вывели список из четырёх основных материалов, в который за сочетание физических свойств и возможностей обработки вошли сталь, алюминий, углепластик, или по-другому карбон, и титан.
Сегодня именно из них делают подавляющее большинство велосипедных рам в мире.
Сталь
Как сплав железа и углерода сталь хороша своей прочностью и способностью гасить мелкие вибрации от неровной дороги. Если обобщить другие характеристики разных типов и марок стали, получится тяжёлый и упругий металл, ремонтопригодный и перерабатываемый, легко поддающийся коррозии, но при этом долговечный из-за высокой устойчивости к усталости.
Усталость — это постепенное накопление внутри детали микроповреждений, возникающих от регулярных напряжений. Со временем повреждения изменяют свойства материала, например, делают его более хрупким, менее устойчивым к деформации, образуют трещины и приводят к разрушению.
Сталь различают по типам и маркам, в зависимости от вида и количества примесей.
Углеродистая — самая обычная дешёвая сталь, из которой делали советские велики. Она легко сваривается, но обладает не самыми лучшими эксплуатационными свойствами. Помните старые велосипеды в деревне у дедушки, «худые», ржавые и тяжёлые? Вот они как раз из самой доступной в то время обычной стали.
Hi-ten (или Hi Tensile, конструкционные стали улучшенного качества) — несмотря на слово «Hi», обозначающее «высокий» или «высший», выдающимися качествами этот материал не обладает.
Сегодня не существует единого чёткого регламента по характеристикам hi-ten стали, поэтому большинство производителей выпускают эту марку с максимально возможной экономией. Рамы из неё можно встретить в ретровелосипедах или в самых дешёвых современных моделях.
Чтобы понять, какой может быть качественная конструкторская сталь, нужно разобраться, что даёт стали легирование — добавление в сплав примесей для улучшения свойств основного материала.
Легированная сталь — это углеродистая сталь с определёнными элементами. Например, сплав с молибденом и хромом называется хромоль или Cro-Mo. Он легко поддаётся обработке, не требует подогрева перед сваркой и плавного охлаждения после. Хромоль легче и значительно прочнее hi-ten, устойчивее к коррозии и хорошо гасит вибрации.
Для изготовления велосипедных рам чаще всего используется легированная конструкционная хромомолибденовая сталь 30ХМА ГОСТ 4543 или 4130, если следовать американской классификации. Производители иногда указывают на своих велосипедах марку металла, особенно если хотят подчеркнуть его высокое качество.
Долгое время сталь оставалась основным материалом велосипедных рам, потому что была относительно недорогой и простой в обработке. Эта классика велостроения жива и сегодня, хотя в последние годы её использование сократилось.
Основные причины потери популярности в том, что сталь ощутимо тяжелее, чем алюминий или карбон, а это делает её непригодной для велосипедов высокого класса особенно для профессионального спорта. К тому же массовое производство стальных рам дороже, чем алюминиевых.
Но это не значит, что в мире велосипедов нет места для стали. Она остается популярным материалом для тех, кому не важен вес, но важны прочность, комфорт во время езды и возможность легко починить поломку — для велотуристов.
Алюминий
Чистый алюминий мягкий, но когда он образует сплавы, его твёрдость возрастает, поэтому для производства рам используют металл с добавками магния, кремния, меди и цинка.
В велосипедной индустрии применяются в основном три марки сплава:
- 7005, где основная добавка — цинк
- 6061 с добавками магния и кремния
- 7075, куда добавлено больше меди и цинка.
У этих материалов разные физические свойства. Например, 7075 самый тяжёлый, твёрдый и прочный, 6061 легче и технологичнее, то есть из него проще (и дешевле) делать рамы из труб сложного сечения с баттингом.
Баттинг — технология изготовления, при которой труба по длине имеет разную толщину стенок: более тонкую в местах с наименьшей нагрузкой и более толстую в местах с наибольшей. Делается для уменьшения веса детали без снижения прочности.
Сплавы отличаются, но не так, чтобы это мог заметить обычный любитель в повседневной жизни. Кроме того, сравнивать велосипеды исключительно по марке металла было бы неправильно.
Даже если сплав лучше, то это абсолютно не значит, что лучше сама рама. На качество и эффективность езды влияют разные факторы: геометрия, форма и толщина труб, тип и качество их крепления, вес.
Все рамы из алюминия относительно лёгкие, жёсткие и отзывчивые, на них легко разгоняться и управлять велосипедом. Это одновременно является и недостатком — рама не амортизирует, и колебания передаются человеку практически без изменений. Также этот металл накапливает усталость и в среднем через 10-15 лет может разрушиться внезапно, а ремонтировать его сложно.
Алюминий легко реагирует с кислородом и в нормальных условиях всегда покрыт прочной оксидной плёнкой. Она защищает его от дальнейшего окисления, поэтому коррозия невозможна — отличное качество для велосипедной рамы. А ещё алюминий доступный и недорогой, что делает его хорошим выбором для тех, чей бюджет ограничен.
Карбон
Углепластик или карбон пришёл в велоиндустрию из авиакосмической отрасли. Это полимерный материал из тонких нитей углеродного волокна, соединённых в определённом порядке полимерной смолой.
Из карбона можно создавать рамы практически любых форм, которые невозможны с другими материалами. Изменяя толщину и направление отдельных волокон, а также количество слоёв, производители могут добиваться нужной степени упругости и жёсткости в разных участках рамы и получать невероятно лёгкие, прочные и комфортные велосипеды. А так как углепластик не является металлом, коррозия ему не страшна.
Единственный минус — это хрупкость. Главную опасность представляют точечные ударные нагрузки, которые могут разрушить карбоновый монолит, если их вектор не совпадает с направлением волокон. Не редки случаи, когда после неудачного падения или столкновения рама из углепластика полностью приходит в негодность.
Карбон — почти синоним дорогого велика. Этот материал используют в рамах высококлассных горных и шоссейных моделей, спортивных трековых и гоночных велосипедах, для которых важен низкий вес и аэродинамические качества. В последние годы карбон стал появляться и в топовых моделях многих популярных производителей.
Титан
Ещё один материал «для космонавтов», популярный у изготовителей профессиональных и эксклюзивных велосипедов.
Сплавы этого металла обладают лучшими качествами стали, алюминия и карбона. У титана самое высокое среди всех металлов соотношение прочности и веса, он не подвержен коррозии, из него получаются прочные, упругие, лёгкие и долговечные велосипеды. Неудивительно, что многие производители предлагают пожизненные гарантии на свои титановые рамы.
Титан замечательно подходит для езды и имеет всего два недостатка: он дорогой и с ним сложно работать. Как компромисс некоторые бренды добавляют отдельные титановые трубки в некоторые части карбоновых рам.
Экзотические материалы
Кроме стали, алюминия, титана и карбона для создания рам применяют самые неожиданные и необычные вещи: различные сорта древесины, фанеру, бамбук и тростник, высокотехнологичные полимеры, рамы из которых печатают на 3D-принтере, разнообразные сплавы с магнием, скандием или бериллием.
Но все они остаются на уровне прототипов для дальнейшего усовершенствования или делаются как велосипеды для забавы, рекламы и любопытства ради. Ни одному из новых материалов не удалось потеснить «большую четвёрку» и попасть в массовое производство.
Так что же выбрать?
У каждого материала — своя задача, достоинства и недостатки, и выбор подходящего именно вам варианта будет зависеть от бюджета и предполагаемого использования велосипеда.
- Важен ли для вас вес велика?
- Сколько денег вы готовы потратить?
- Хотите купить велосипед раз и навсегда или планируете заменить его через пару сезонов?
- Любите гонять по лесам, собираетесь путешествовать или лишь изредка выезжаете в ближайший магазин?
- Доверяете исключительно крупным производителям или ищете уникальный дизайн и нестандартную сборку?
Ответы на эти вопросы и определяют выбор велосипеда, рама которого будет помогать, а не мешать вам во время езды.
Например, вы новичок в городской езде и не хотите тратить много денег, скорее всего, имеет смысл купить алюминиевый велик. Относительно лёгкая рама позволит носить его по подземным переходам, а жёсткость сделает езду эффективной. К тому же сейчас появляются алюминиевые рамы, которые за счет конструкционных особенностей позволяют минимизировать эти недостатки.
Хотите лететь стрелой и не жалеете на это денег — лёгкий карбоновый велик создан для вас. Если важен комфорт, но не вес, выбирайте сталь, она недорогая и хорошо амортизирует. А если деньги не главное, возможно, титановая рама — ваш лучший вариант из-за её шелковистой мягкости хода и исключительной долговечности.
И последнее: не бойтесь ошибиться. Велосипед — хоть и любимая, но всё-таки просто вещь, которая предназначена для вашего удовольствия. Не нравится — расставайтесь и выбирайте нового двухколёсного друга, с которым вам по пути.
Легкие шоссейные велосипеды: ТОП-7
Изобретение велосипедов не остановилось после того, как были придуманы два колеса и педали между ними. Технологии продвигаются, сегодня легкий шоссейный велосипед становится важной составляющей для победы в соревнованиях местного и глобального масштаба.
Но ценность спортивного снаряжения определяется не только весом, но и доступностью, техническими новинками, удобством. ТОП-7 лучших моделей был составлен по соотношению этих параметров.
Merida Scultura 9000 LTD
Вес карбоновой рамы Merida Scultura в 680 грамм был получен благодаря использованию натуральных волокон льна, которые повышают прочность и упругость конструкции. Много внимания уделено и комплектующим. Были собранные легчайшие композитные элементы от SRAM и Shimano, которые тоже выпускаются серийно. Конечно, карбоновые звезды в системе не прослужат столь же долго, как и стальные. Но они позволяют экономить каждый грамм, что так важно на соревнованиях.
При полном весе в 4,55 кг эта модель стала победителем в категории «самый легкий шоссейный велосипед, выпускаемый серийно». Хотя цена $15 000 доступна не всем, но его можно купить без индивидуального заказа.
Особого внимания заслуживает аэродинамика и необычное расположение отдельных элементов. Чтобы сократить сопротивление воздушному потоку, задний тормоз Shimano Dura-ace расположен сразу за кареточным узлом.
Рекордсмен Spin Light
Чтобы создать велосипед весом всего в 2,7 кг, изобретатели из Fairwheel Bikes использовали композитные материалы практически во всех элементах. Сперва Spin Light весил всего 2,96 кг, но потом решено было несколько изменить конструкцию. Это позволило производителю дать гарантию на 25 000 км пробега, что является отличным результатом даже для серийных моделей.
Продукт интернационален, его изобретателем стал немец Гюнтер Май, а производство расположено в США. Цена в $45 000 кажется огромной, но на самом деле она намного ниже рекордных уровней. Здесь использованы:
- колеса с титановыми спицами, общим весом 584 грамма;
- карбоновая вилка весом 184 грамма от компании THM;
- шатуны из композитных материалов;
- титановая цепь;
- педали упрощенной конструкции.
Хотя Spin Light самый легкий шоссейный велосипед в мире, но его аэродинамика и иные характеристики не рассчитаны на многодневные гонки. Он явный чемпион по изяществу, но не по скорости.
KGS Tier 3 custom bike
Компания KGS собирает байки под заказ, здесь нет серийного производства. И цена на модели начинается от $8000. Красавец Tier 3 custom bike обойдется покупателю в $30 000, при этом за год продается всего несколько таких экземпляров.
Шоссейный велосипед для модников продается с пожизненной гарантией, которую выдает американский мастер Кевин Сандерс. Вес около 7 килограммов не является рекордным, однако это позволяет модели входить в ТОП самых легких.
Tier 3 нельзя назвать гоночный болидом, но он будет изумительно смотреться на улице благодаря черно-золотому дизайну и вставкам из натурального дерева.
BERU f1 Systems Factor 001
Детище британского концерна Beru f1 Systems модель Factor 001 внешне очень похожа на болид Формулы один. В этом нет ничего удивительного, поскольку концерн и специализируется на поставках комплектующих для этих гонок.
Но еще он производит велосипеды, каждая рама изготавливается по индивидуальным анатомическим особенностям велосипедиста из современных материалов и сплавов. При этом вес велосипеда в сборе не превышает 7 кг.
Хотя цена на Factor 001 начинается от $30 000, покупатели находятся достаточно быстро. Эргономика, дизайн и надежность – вот три основных составляющих детища британской компании.
Specialized S-Works Allez
Споры о практичности карбона не утихают, и нет ничего удивительного в том, что мировые лидеры вновь используют алюминий в своих топовых моделях. Компания Cannondale использовала этот материал в S-Works Allez, и в результате получился сверхлегкий алюминиевый шоссейный велосипед. Его масса без педалей всего 6,6 кг, что соответствует лучшим показателям.
Минусом можно назвать только преимущество карбона по сглаживанию мелких дорожных неровностей. Зато применение металла дает возможность значительно повысить надежность. По сути, сейчас идет соревнование между низкокачественным карбоном и алюминием. И последний не стремится сдавать позиции. Гидроформинг и баттинг позволяют инженерам творить настоящие чудеса с рамой, добиваясь значительных успехов в борьбе с лишним весом.
В S-Works Allez использованы:
- полный обвес уровня Shimano Dura-Ace Di2;
- каробоновые колеса Roval Rapide стоимостью $2200;
- углеродный подседельный штырь.
Цена в $5999 с учетом применения обвеса высочайшего класса и других характеристик не кажется завышенной, композитные аналоги стоят в разы дороже. Сделанный из углеродного волокна Merida Scultura на 2,1 кг легче, однако, в 2,5 раза дороже.
Koga Kimera
Компания из Нидерландов занимается производством особенных велосипедов, к которым и относится Kimera. Эта Химера способна развивать скорость до 75 км/час, при весе менее 7 кг. И теперь маленький ребус. Зачем нужен велосипед, у которого:
- нет тормоза;
- одна прямая передача;
- отсутствует трещетка, то есть на нем можно ехать и вперед, и назад;
- большие колеса с дисками вместо спиц.
Такая узкая специализация предназначена для езды в закрытом помещении, то есть по треку. Байк не предназначен для торможения, он остановится только от того, что спортсмен перестанет крутить педали.
Одна звезда помогает сделать быстрый рывок, а дисковые колеса стоят только потому, что на треке не бывает бокового ветра. Цена спортивного снаряда доходит до 5 000 долларов.
SCOTT Foil 2017
Еще одна серийная модель, достойная попадания в ТОП в качестве самого аэродинамичного велосипеда. Благодаря компьютерному проектированию ее сопротивление встречному потоку удалось значительно увеличить. Это дало выигрыш в 28 секунд на дистанции 40 километров.
Этот результат будет получен, если спортсмен сохранит постоянную скорость 45 км/ч. Вес рамы при этом снижен до рекордного уровня 610 гр. Хотя серийный топовый обвес от Shimano сплошной аэродинамический руль и прочее оборудование увеличило массу до 6,6 кг, для серийной модели это очень мало.
Цена в $13 000 не является самой конкурентной, есть велосипеды под заказ, которые будут стоить не намного дороже. Но благодаря тому, что SCOTT сумел сделать надежный байк с выдающимися характеристиками, своего покупателя он найдет.
Сейчас перед велосипедистом стоит достаточно сложный выбор. Купить велосипед, который даст прирост с несколько секунд на дистанции в десятки километров, или же использовать более простое решение. Алюминиевые модели стоят разы дешевле, при этом их характеристики не сильно отличаются от лидерских.
Например, TITAN BIKE, созданный триатлетами для прохождения велоэтапов, обладает массой всего 10,55 кг. Разница в весе с топовым SCOTT Foil составляет всего 3,9 кг. Если установить на последний лежак и компьютер, которые имеются на TITAN BIKE в базовой комплектации, то она станет еще меньше.
Yasujiro — самый лёгкий в мире стальной велосипед.
Yasujiro (Ясудзиро) — это бренд принадлежащий производителю велосипедных труб Tange.
Рама Yasujiro Svelte изготовлена из первоклассных труб Ultimate с применением технологии двойного баттинга. Стенки имеют толщину всего 0,35 мм (!) в самом тонком месте. Напомним, что такое баттинг — это технология изготовления труб с переменной толщиной; где изыскания показывают необходимость увеличения толщины метала, там это делается; в местах, где нагрузок почти нет, не нужен и лишний металл, его убирают.
Сложно разобраться в разнице между сталью, алюминием, карбоном и титаном (основные материалы)? Тогда читай нашу статью на эту тему.
Характеристики
Рама: Yasujiro Svelte, трубы Tange Ultimate, карбоновая вилка Be King
Групсет: SRAM Red eTap с шатунами RED 22 и звездами Be King
Тормоза: Cane Creek EE
Колеса: Be King на трубках, карбон, разумеется
Руль, вынос,
седло, подседел: Be King
Рама Svelte проста как пять копеек. С ней были произведены некоторые манипуляции, которые позволили снизить вес до 1240 грамм в размере 52 см, но это без краски.
На ум сразу приходит Specialized Epic Hardtail с весом всего 790 грамм. Но то карбон, а не сталь, да и направление MTB, а не шоссейное. и вообще, но статья интересная.
Сборка велосипеда (ещё бы!) достойна звания “премиум», однако в нем не так много углеродной экзотики, как это могло бы показаться. Кстати, мы писали статью о том, как делаются велосипеды из карбона, почитайте.
Колёса, подседел, седло, вынос и руль — все это от компании Be King, которая, по-видимому, является поставщиком комплектующих в связи с близким к Yasujiro расположением.
Некоторые фрагменты на подседеле и руле были дополнительно окрашены, чтобы соответствовать восхитительному лососевому светло-розовому цвету велосипеда.
Руль обёрнут в приятную тонкую обмотку, но не смотря на толщину она остается мягкой. Конечно, без обмотки велосипед стал бы немного легче, но всё же практичность тоже никто не отменял. Самый легкий байк не значит самый неудобный.
Шоссейник построен на базе 11-скоростного групсета SRAM eTap предыдущего поколения, к тому же, Yasujiro выбрал старые шатуны RED 22-го поколения. Всё это увенчано набором облегченных передних звезд от Be King.
Самое приятное и в то же время довольно редкое решение для велосипедов такого уровня — резьбовая каретка.
Большинство press-fit систем зачастую легче традиционных резьбовых кареток, да. Однако уже ни для кого не секрет, что запрессованная каретка — это сплошная головная боль.
В нижней части каретки были вырезаны специальные окошки, которые, разумеется, призваны сэкономить несколько грамм. Вероятнее всего, они как-то дополнительно защищены от попадания грязи, а если нет, то это решение уже падёт на плечи покупателя.
Используется простой внешний упор для троса заднего тормоза — так получается легче, чем делать внутреннюю проводку рамы.
Yasujiro выбрал для Svelte традиционный прямой шток вилки диаметром 1,1/8 дюйма с внешней гарнитурой.
Это решение отлично дополняет тощий профиль основных труб велосипеда намного лучше, чем современные конусные аналоги.
Легкая сборка не обходится без набора легких тормозов, и компания остановилась на Cane Creek EE, чьи тормоза при удивительно малом весе развивают огромную мощность торможения.
Да-да-да, вес, которым щеголяет шоссейник, ты бы мог сделать еще меньше: трансмиссия сойдёт и 1х, и шатуны полегче можно выбрать, да и крышка штока вилки ни к чему в таком байке — это всё самые очевидные решения.
Однако. Давайте не забывать, что перед нами полноценный и функциональный шоссейный велосипед из стали, может, попробуем его таким и ценить?
И потом, есть другие модели от производителей покрупнее, например Canyon, которые не стесняются хвастать весом велосипеда чуть меньше 6 килограмм. И это в карбоне. Так что Yasujiro заслуживает нашего внимания. Тем более, что такого уровня велосипеды создаются небольшими партиями, чтобы удовлетворить амбиции вейтвиннеров и ценителей “трушных” стальных рам, выполненных с применением олдскульных технологий.
На Eurobike (еще новости с выставки) этот велосипед воспринимается как глоток свежего воздуха посреди изобилия моделей с заниженными перьями заднего треугольника, посреди изобилия “ракет” с умопомрачительными аэродинамическими характеристиками. Очень приятно видеть компании, которые всё ещё умеют работать со сталью и могут показать её способности в действии — не этим ли прекрасен Svelte.
Набор фреймсетов Yasujiro Svelte уже доступен к покупке и стоит около 1600 долларов США. Международные отправки будут невозможны, но велосипед будет доступен в сети международных дистрибьюторов бренда.
Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.
Источник https://www.urbanoid.by/mag/p/Z78h9Zk3Pn
Источник https://titan-bike.ru/blog/legkie-shossejnye-velosipedy-top-7
Источник https://velojournal.net/yasujiro-samyy-lyogkiy-v-mire-stalnoy-velosiped