Металл (музыкальный жанр)
Метал характеризуется «тяжёлыми» риффами электрогитар, искажённых эффектом дисторшн, затяжными гитарными соло и агрессивным ритмом.
Метал имеет достаточно большое число стилей, от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический хеви-метал) до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей [3] (дэт-метал, блэк-метал и т. п.).
Музыка «металлических» жанров распространена практически во всех странах, но наиболее крупные сцены сформировались в северной Европе (Британия, Скандинавия, Германия) и северной Америке (США, Канада). Во всех странах Европы, включая Россию, существуют развитые региональные сцены, так же как и в Бразилии, Японии и многих других неевропейских странах. На Ближнем востоке, за исключением Израиля и Турции, тяжёлый рок менее развит из-за жёстких цензурных ограничений.
Поклонников метала называют металлистами или металхэдами (англ. metalhead ).
Содержание
Название
Относительно происхождения названия «тяжёлый метал» — «Heavy metal» — существует несколько версий и несколько источников. Это выражение возникло в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их сленг — остается предметом дебатов.
Писатель Уильям Берроуз в 1962 году, за десятилетие до формирования жанра, использовал словосочетание «Heavy metal» в романе «Нова Экспресс», описывая инопланетян. («Тяжелые металлические Люди с Урана, окутанные прохладной голубой дымкой испарившихся банкнот… И Люди-Насекомые Минро с металлической музыкой…») [4] Слова «Heavy metal thunder» есть в песне группы [5] Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность. [6]
Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применен к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led Zeppelin и Black Sabbath. [7] [8] Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хэви-металом», которые сейчас считаются разными жанрами.
В английском языке нет различия между «металом» как общим направлением и его изначальным, классическим видом «хэви-метал». Однако в других языках, в том числе в русском, понятия считаются отдельными.
Существуют разные мнения относительно того, как должен называться этот стиль на русском языке. В Рунете наиболее распространено написание «мета́лл», что является переводом на русский английского слова metal . Другой распространенный вариант написания «ме́тал» — прямая транскрипция английского слова. Словарями этот вопрос не урегулирован, и оба варианта считаются приемлемыми. Так, «Энциклопедия отечественной рок-музыки» использует вариант «метал» [9] . В названиях подстилей чаще всего используется второй вариант (спид-ме́тал, пауэр-ме́тал и т. д.)
Характеристики
Основные характристики метала — «тяжёлые» риффы, исполняемые на электрогитарах со звуком, искаженным эффектом дисторшн, продолжительные гитарные соло, плотная ритм-секция бас-гитары и ударных, и резкий, энергичный вокал. Различные поджанры по-разному отражают, изменяют эти атрибуты, или лишаются некоторых из них. Корни метала — в блюз-роке, но жанр ушел от импровизационности и негритянской мелодики блюза к более жесткому и помпезному «европейскому» мелодизму, лишенному свинга. [10] По мнению критика New York Times, в родословном древе популярной музыки, метал — один из важнейших видов рока — это стиль с меньшим синкопированием, большим элементом шоу и культом силы. [11] Из всех видов рок-музыки, метал является наивысшей точкой громкости, мужественности и театральности, пишет [12]
Типичный состав метал-группы включает в себя ударника, бас-гитариста, соло-гитариста, ритм-гитариста, и вокалиста, который чаще всего не играет на других инструментах. Некоторые группы используют клавишные инструменты в аранжировке. Это характерно для групп в таких жанрах, как прогрессив-метал и симфоник-метал. Остальные инструменты для метала нетипичны, хотя существуют экзотические примеры использования виолончели, скрипки, флейты, саксофона или народных инструментов. Как правило, такие инструменты в метале играют роль аранжировки и не являются основными.
Электрогитара и мощь звука, усиленного комбиками, исторически остается центральным элементом метала. Гитаристы часто играют с использованием педалей дисторшна, чтобы создавать перегруженный, «тяжёлый» звук. С начала 80-х группы стали традиционно использовать двух гитаристов. В таких группах, как Iron Maiden и Judas Priest, два-три гитариста исполняют попеременно и соло, и ритм-партии.
Центральный элемент метал-композиции это гитарное соло. По мере развития жанра, все более сложные и скоростные соло и риффы становились приметами стиля. Гитаристы используют тэппинг и другие приемы скоростной игры, и многие поджанры метала требуют виртуозной игры.
Центральная роль гитариста в метале разрушает традиционную в рок-музыке роль лидера-фронтмена, которую обычно брал на себя вокалист. Это создает некое подобие двойного лидерства или даже конкуренции. Метал требует подчинения вокала общему звучанию группы. Виды вокала в метале разнообразны: это и многооктавные высокие тенора, как Брюс Диккинсон и Ронни Дио, и хриплые низкие голоса Джеймса Хэтфилда и Лемми Килмистера, и «гроулинг» — низкий рык дэт-метал вокалистов, и «скриминг» — кричащий вокал, и женские оперные сопрано (Тарья Турунен) [13] .
Бас-гитара играет также важную роль в метале, создавая тот низкий звук, который делает музыку «тяжёлой». Басовые партии в метале разнообразны. В некоторых группах бас-гитара является ключевым инструментом — так, басист дэт-метал, блэк-метал) бас-гитара может быть тоже искажена эффектом дисторшна, чтобы добитсья более «тяжёлого» или «грязного» звука. Другие используют пяти- и даже шестиструнные басы.
Ударная партия в метале играет большую роль. От ударников требуется большая скорость и координация, чтобы играть сложные и скоростные ритм-партии. Ударная установка для метал-группы обычно использует намного больше оборудования, чем стандартная. В неё обязательно входят басовый барабан (чаще два, или с карданом), а также расширенные комплекты тарелок и томов.
История развития
Появившись в начале и середине 1970-х, метал прошел длительный путь развития и разветвления. Начавшись в 70-х как единый стиль (хэви-метал), металлическая музыка достигла пика популярности в 80-е, после чего породила более экстремальные свои формы, а в 90-е и в настоящее время пережила период «кроссоверов», смешений с другими жанрами музыки. На данный момент, насчитывается более десятка основных его поджанров, и еще больше — смешанных и региональных разновидностей.
Как «сатанинский грохот» стал мэйнстримом, или почему Heavy Metal полезен для здоровья
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как появился хэви-метал? Почему долгое время он считался не музыкой, а грохотом? Сегодня этот стиль считают своим люди различных возрастов и социальных прослоек. Субкультура андеграунда стала массовым явлением. Либерализм, гендерная нейтральность и даже психотерапия — таковы противоречивые вехи истории тяжёлого метала, музыки свободы.
Секрет успеха стиля Heavy Metal, который сегодня считается эталоном консервативности в том, что он не навязывает идеологию и постоянно меняется. Тяжело поверить, наверное, но так было далеко не всегда. В 70-е годы металисты наводили на простых обывателей первобытный ужас. Длинные волосы, кожанки с заклёпками и дикий по всеобщему мнению грохот, который мгновенно окрестили адским шумом.
Сейчас хэви-метал привлекает самую широкую аудиторию, которая состоит из самой разношёрстной публики и включает в себя и хипстеров, и банковских служащих, и поклонников классической музыки.
Бабушки из дома престарелых в городе Хайде едут на крупнейший в мире фестиваль тяжелой музыки Wacken Open Air в 2019 году
Если бы не карантин в связи с COVID-19 фанаты стиля наслаждались бы сейчас любимой музыкой на всемирно известном фестивале Wacken Open Air в Германии. Обычно он проходит с полным аншлагом.
Хэви — музыка для всех
Вплоть до начала девяностых СМИ всего мира демонизировали метал. В чём только музыкантов не обвиняли! Прославление запрещённых веществ и насилия, даже в поклонении дьяволу! Не скажу, что металистов это огорчало. Имидж «плохих парней» даже доставлял им некоторое удовольствие.
Метал уходит своими корнями в блюз, точно также как и рок. Истинными его первопроходцами являются такие монстры, как Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath. Они первые ушли от психоделики семидесятых и стали играть тяжёлые скоростные риффы. Именно такое звучание породило хэви-метал.
Роберт Плант и Джимми Пэйдж — вокалист и гитарист одной из самых влиятельных групп всех времён и народов.
Поклонниками нового стиля стали в основном представители рабочего класса. Чуть позже, для себя открыли эту громкую жёсткую музыку «хорошие детки», чем привели в ужас своих консервативных родителей. Конечно, когда Ричи Блэкмор расшиб в щепки свою гитару на концерте, что могли подумать добропорядочные граждане? Но музыка хэви обладает чрезвычайно высокой толерантностью и способна пленять сердца многих, самых разных людей.
Карстен Шумахер (Carsten Schumacher), музыкальный журналист и фанат метала с начала восьмидесятых, говорит: «Ты можешь быть чернорабочим или профессорским сынком, это не имеет значения. Важно, что ты разделяешь общую страсть, отграничиваешься так как надо от мейнстрима и понимаешь то, что другим кажется нелепым».
Музыка протеста
Хэви-метал стал религией для тех, кто ненавидит рамки и не хочет быть серой массой, кого раздражает мэйнстрим и его представители. Металическая среда объединила всех. Здесь было комфортно людям без особых пристрастий и ролевикам, вундеркиндам и двоечникам.
Развитие стиля не стояло на месте. Он претерпел массу трансформаций и разделился на множество подстилей: пауэр-метал, спид-метал, трэш-метал, фолк-метал и еще много-много других. Сложная история хэви-метал — это зеркало ушедшего столетия. Многоликого века всевозможных крайностей. Непреходящий успех жанра обусловлен балансом нерушимого постоянства и бесконечных экспериментов. Метал никогда не был жёсткой идеологией. Основа этой музыки, её свет и сила — это свобода.
Представители этого музыкального направления, скорее даже культуры, всё время шли вперёд, осваивая новое звучание и привнося его в жанр. Метал — музыка экспериментов. Здесь есть место и джазовым соло, и средневековой лире. Даже не комильфо синтезаторы нашли в хэви своё место со временем.
Йорг Шеллер (Jörg Scheller), искусствовед и журналист ярко и подробно описал в своей книге «Метаморфозы. Невероятные перемены тяжелого метала» (Metalmorphosen. Die unwahrscheinlichen Wandlungen des Heavy Metal) то, как андеграундная бунтарская субкультура стала массовым феноменом. Шеллер провёл подробное исследование этой темы и его чрезвычайно удивил факт использования хэви-метал различными компаниями для рекламы. Журналист считает, что сегодня этот жанр воспринимается людбми, как забавный маскарад и прекрасно процветающий бизнес.
Музыкальный эксперт считает, что в либеральном обществе любая субкультура и неформальное молодёжное движение со временем становятся частью мэйнстрима. В таком обществе как наше это неизбежно, ибо нет ничего такого, что нельзя было бы сделать нормой. В фундаментальных теократиях такое, конечно, маловероятно. Например, если взять такую страну, как Иран, то там это до сих пор глубокий андеграунд.
Карстен Шумахер говорит, что в наше время метал — это эталон качества. Музыканты и фанаты этого стиля считаются весьма уравновешенными людьми. Грубо говоря, чем тяжелее музыка, тем спокойнее среда. «Регулярные выбросы внутренней агрессии в креативном контексте — это своего рода психогигиена. Не в последнюю очередь из-за этого на металлических фестивалях практически не бывает драк» — добавляет журналист.
Главный принцип — свобода
Метал — когда-то был мрачным сердцем тяжёлого рока. Теперь, получается элемент маскультуры и легко усваиваемый жанр? Искусствовед Йорг Шеллер неоднократно говорил об этом: «Суть метала, его ядро — это свобода». Сегодня в этом плане ничего не изменилось. Музыка изменяет мир. Только происходит это не так быстро. Она проникает в умы и сердца, постепенно изменяя их. У всех есть возможность выразить себя, свою суть и внутренний мир. Раньше нельзя было представить рок или метал с женским вокалом. Сейчас этот жанр позволяет женщинам формировать новые образы для общества. Когда-то Элвис Пресли сформировал новый мужской образ в обществе. В наши дни это уже никого не удивляет.
Музыковед Карстен Шумахер говорит о том, как эта музыка освобождает души: «Я постоянно ищу новые группы, которые появляются повсюду. Метал играют во всём мире. Когда мне приходится слушать группы из Танзании, Ирана или Индонезии, я слышу, как они освобождаются с помощью этой музыки, я чувствую связь с этими людьми».
Метал выгодно отличается от бесконечного большинства других музыкальных жанров тем, что он может быть одновременно пафосным и ироничным, серьёзным и игривым, виртуозным и простым. Самое главное в этом жанре то, что он не отвергает различные социальные несправедливости, жестокость этого мира, зло, войны. Он пропускает это через себя, чудесным образом превращая это в реальные образы. Тексты песен, музыка вскрывают самые глубокие и тяжёлые нарывы нашего общества, выпуская гной и очищая. Музыка становится лекарем душ человеческих.
Инструменты из мусора, бездомный калека и прекраснейшая музыка. Прочтите нашу статью о том, как слепой бездомный в костюме викинга стал одним из самых влиятельных композиторов 20 века.
Чем рок отличается от металла, и в чем их сходство
Как известно, рок является «отцом» металла, но все же зачастую люди, далекие от живой музыки, не видят в них никаких отличий. Это далеко не одно и то же, и ставить их в один ряд может только дилетант. Можно сказать, что они «ходят рядом» или находятся «в одной команде», имея совершенно разные особенности звучания. Поэтому в статье будет освещен вопрос о том, чем рок отличается от металла. Для этого ненадолго заглянем в историю.
Тот же перец, только в профиль? Вовсе нет!
Люди, смотрящие на мир несколько иначе, чем основное население Земли, предпочитают слушать тяжелую музыку, вызывающую всплеск адреналина в крови. Но даже они могут задаться вопросом о том, к какому конкретно роковому жанру принадлежит понравившаяся композиция. Стиль этот годами разрастался подобно дубу, и его последователи немало поспособствовали появлению новых ветвей. А в 70-х нашлись умельцы, назвавшие себя Black Sabbath, которые утяжелили хард-рок, создав новый стиль под названием хеви-металл. Он был хорошо принят истинными ценителями живого звука, и, в свою очередь, дал начало множеству более сложных направлений. Но чем отличается рок от металла, если один стиль является основой другого?
Сходство и отличия
Под коротким словом «рок» подразумевается много стилей, начиная от гранжа и оканчивая хардом. А вот металл гораздо сложнее и тяжелее для восприятия людей, привыкших к песенкам а-ля «Руки Вверх». Содержание песен тоже сильно отличается. Так, например, панки поют о непринужденном времяпровождении или переиначивают страшные сказки на современный лад («Король и Шут»), а готы воспевают бренность бытия и неизбежность смерти. Как видите, отличия есть, и при более глубоком анализе их найдется гораздо больше. Объединяют все жанры лишь живая гитарная музыка и эмоциональный вокал. Но все же без должного опыта сложно понять, чем рок отличается от металла.
История
В среде музыкантов принято продвигать собственное творчество, а не красть чужие композиции. Конечно, бывают и кавер-версии, но их авторов все знают и любят. Само английское слово rock имеет два значения – «укачивать» и «скала». Вероятнее всего, к стилю музыки имеет отношение именно первое значение, так как стиль музыки прямо-таки заставляет качать головой в такт ритмичной мелодии.
Используются преимущественно электронные версии инструментов, за исключением ударных (ведь они и так хороши), чтобы звук был громким и четким. Эта музыка способна заглушить целый оркестр, но зачастую рок-группы дают с ним совместные концерты, так как о «корнях» забывать не стоит. Чтобы вокалиста было слышно, ему приходится кричать и рычать в микрофон, что способствует выражению передаваемых эмоций.
Рок сформировался из таких африканских музыкальных веяний как джаз, блюз и кантри, но особенное влияние на «тяжеляк» оказала именно классическая музыка. У каждого металлиста обязательно есть любимый маэстро, чаще всего это Моцарт, Бах, Бетховен или Вагнер. За основу гитарных риффов зачастую берутся именно их произведения. Чтобы понять, чем отличается рок от хеви-метал, достаточно послушать, например, группу Queen и Iron Maiden. Отличия будут налицо. Звук металла подобен звону железа, благодаря чему, собственно, с достоинством носит свое название. Вокал же Брюс Дикенсон некогда позаимствовал у оперных певцов, после чего прием широко распространился среди «коллег по цеху».
Музыкальный состав
Рок-группу, как и металл-команду, составляют (в основном):
- ритм-гитарист;
- соло-гитарист;
- бас-гитарист;
- вокалист;
- ударник.
Иногда состав дополняется клавишником, скрипачом или любым другим музыкантом. К слову, металл-группа Apocaliptica состоит из крутых парней, играющих на таких электронных версиях инструментов как контрабас, виолончель и скрипка. Гитар там нет, но звук – что надо!
Ударник и басист ведут основную ритм-партию, задавая нужный темп. Голос вокалиста бывает как кристально чистым, так и «прокуренным», что придает звучанию определенный шарм. Гитарные риффы рокового жанра довольно мягкие и особенной изощренностью практически не отличаются.
Чем металл отличается от рока? Несмотря на общие черты, каждый из жанров имеет свои характерные особенности. Металл выделяется более мощным и жестким звучанием (за счет дисторшна), а некоторые из его стилей исполняются в очень быстром темпе, источающем агрессию (trash, death, black, hardcore), и в плане исполнения они являются очень сложными. Партии для соло отличаются своей красотой и профессиональностью исполнения, а энергичный голос вокалиста наполняет общую музыкальную картину смыслом.
Зачастую фронтмены используют такие голосовые техники, как гроулинг или скримминг, дополнительно утяжеляя композицию. Барабанная установка оснащена дополнительными элементами. Вот чем метал отличается от хард-рока в первую очередь. К тому же концерты тяжелых групп отличаются некоторой театрализованностью, так как зачастую там присутствуют дорогие декорации, костюмы, грим, файер-шоу с использованием пиротехники.
Имидж
Металлисты выделяются из общей толпы тем, что чаще всего затянуты в черную кожу с шипами и заклепками. Одежда также традиционно украшается такими элементами как цепи, а иногда и патронажными лентами. Волосы у этих рыцарей современности длинные, так как в них обязательно должен гулять ветер свободы. Не равнодушны металлюги и к татуировкам, так как они также помогают дополнить образ брутального мужчины.
Конечно, все это лишь внешние атрибуты, которым любители тяжелой музыки следуют не всегда, но если дело касается музыканта, то он как публичный человек обязан соответствовать имиджу. В знак приветствия принято показывать «козу», которую впервые применил на концерте Рони Джеймс Дио.
Отличия хард-рока и хэви-металла друг от друга весьма незначительны, но, все же, довольно ощутимы. Чтобы понять, какая грань пролегла между ними, нужно обязательно прослушать оба стиля. Кстати, отечественная группа «Ария» совмещает в себе и тот, и другой.
Вывод: несмотря на то что металл некогда развился как одно из направлений рока, он давно стал самостоятельным жанром, имеющим множество своих ответвлений.
Источник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1034396
Источник https://kulturologia.ru/blogs/040720/46875/
Источник https://fb.ru/article/416168/chem-rok-otlichaetsya-ot-metalla-i-v-chem-ih-shodstvo