Энергосбережение невыгодно ресурснику? Как изменить ситуацию
Обсуждая тезисы этой статьи с профессиональной аудиторией, я только и слышал, что все, что я говорю – это ерунда, «не про нас». Что проще «договориться», продавить, прогнуться под власти и т.д. И чем больше меня убеждали, что это невозможно, тем больше я уверялся, что проблема не в невозможности. Проблема в том, что мы просто не умеем по-другому. И все здесь сказанное не требует внешних изменений, новых законов, постановлений и т.д., надо всего лишь измениться самому ресурснику. Более того, никто лучше ресурсника (при должном отношении к делу) не знает состояния системы энергопотребления у потребителя, не имеет лучшей компетенции и квалификации, чтобы привести ее в надлежащее состояние и получить максимальные эффекты и синергию. Ресурсник за счет того, что имеет доступ ко всем своим потребителям, может по максимуму использовать эффект масштаба при внедрении различных проектов и мероприятий по энергосбережению.
Может ли энергоснабжающая организация быть заинтересована в повышении энергетической эффективности потребителей, и более того, реализовывать проекты на объектах потребителей? Не буду апеллировать к высоким материям. Рассуждать предлагаю исключительно в экономической логике – насколько это выгодно.
Быстрый и самый частый ответ – конечно же, нет. Ведь поставщик заинтересован поставить потребителю как можно большее количество энергоресурса. Но так ли это? Или, по крайней мере, всегда ли это так?
Тезис первый. Повышение собственной энергетической эффективности – это право потребителя, которое он может реализовать независимо от того нравится это его поставщику энергоресурсов или нет. И рано или поздно каждый (!) потребитель к этому придет. Кто-то сам, кто-то с подачи инжиниринговых или сервисных компаний, но в любом случае результат будет одинаковым. Эффективность потребления ресурсов со временем будет возрастать. Проще и нагляднее всего это иллюстрирует освещение. Все больше и больше потребителей переходит на энергоэффективные источники света.
Тезис второй. Энергоснабжение, какие бы слова ни произносились про социальную значимость и т.д., в основе своей – нормальный вид экономической деятельности, для которого вопросы убыточности и рентабельности имеют такую же актуальность, как и для любого другого вида бизнеса (сталелитейный завод, пекарня, аптека и т.д.), а может даже и большую, потому что только положительная рентабельность позволяет поддерживать ту самую надежность, социальную значимость и воспроизводимость во времени и пространстве. И соответственно, и это очень важно, логика управления энергоснабжающим предприятием, несмотря на все ограничения регулируемого вида деятельности, строится исходя из таких же принципов: минимизация издержек и максимизация прибыли.
Тезис третий. Цена на энергоресурс у потребителя формируется исходя из принципа средневзвешенного. При этом каждый конкретный потребитель может быть измерен конкретными цифрами в рублях прибыли/убытка, которую он приносит энергоснабжающей компании, потребляя энергию. И если в случае «прибыльности» такого потребления РСО действительно имеет смысл сопротивляться повышению энергетической эффективности потребителя, то в обратной ситуации это категорически неприемлемое поведение. К сожалению, анализ стоимости потребителя для ресурсоснабжающей организации это скорее исключение, чем правило. Собственно, величина этого убытка и есть тот финансовый ресурс, который ресурсник может/должен направить на реализацию мероприятий по энергосбережению у потребителя, чтобы хотя бы обнулить свои убытки от него в перспективе.
Тезис четвертый. Для ресурсоснабжающей организации основным источником доходов является выручка от продаваемых товаров (оказываемых услуг). Соответственно, каждый новый потребитель приращивает покупательскую базу. Но новые потребители не появляются из воздуха. Прежде чем они таковыми станут, необходимо выполнить сложные технологические мероприятия по подключению (тепло) или техприсоединению (электроэнергия) такого потребителя к энергоинфраструктуре. И уж совершенно точно не является уникальной ситуация, когда подключение нового потребителя требует значительных инвестиционных затрат, которые совершено точно не окупятся (кстати, отказать такому потребителю зачастую невозможно по действующему законодательству). Акцентирую, здесь я говорю про новых потребителей, подключение которых к инфраструктуре требует инвестиционных затрат, которые не окупаются прибылью от его потребления в будущем. При этом снижение энергопотребления в конкретном узле за счет мероприятий по энергосбережению во многих случаях в 2-10 раз менее затратно, чем реализация инвестпрограммы. Надо также понимать, что инвестпрограмма всегда дефицитна. И экономия ее ресурсов за счет альтернативных вариантов решения задач подключения потребителей (техприсоединения) в одном месте позволяет решать актуальные задачи в другом без прироста тарифов и т.д. Таким образом, анализ всех вариантов подключения потребителей, в том числе и за счет энергосбережения и последующего высвобождения необходимой мощности у других потребителей, это всего лишь способ повысить эффективность основного вида деятельности ресурсоснабжающей организации.
Тезис пятый. Принципиально важным является понимание того, что первичной задачей ресурсника является не поставить ресурс потребителю, а удовлетворить потребности потребителя в энергоресурсе. Из этого следует важнейший вывод. Задачка проведения энергосберегающих мероприятий у потребителя в качестве самостоятельного вида деятельности сводится к решению уравнения, что выгоднее: заработать на продолжении поставки некоторой дельты ресурса в экономически обоснованном горизонте планирования или заработать на мероприятиях по энергосбережению этой дельты ресурса у потребителя. При этом диапазон возможных решений очень широк – вплоть до отключения потребителей от централизованного теплоснабжения и перевода их на возобновляемые источники энергии. Потребитель может быть обеспечен энергией разными способами, и это не всегда только по проводам, трубе, и не всегда в том объеме, который «позволяют проглотить» энергопотребляющие установки потребителя. Как только задачка ресурсоснабжения сводится к «удовлетворению потребности в энергии при условии максимальной выгоды», то пространство возможных решений становится для энергоснабжающей организации гораздо шире.
В качестве промежуточного вывода хотелось бы зафиксировать следующее. В моем понимании энергосбережение у потребителя силами ресурсника – это не политика, не идеология, не административное решение, не «нагибание бедных ресурсников». Это, прежде всего, исключительно нормальный инструмент (механизм) повышения эффективности хозяйственной деятельности ресурсоснабжающей организации и неотъемлемый элемент системы принятия управленческих решений. Чистая экономика по принципу «что выгоднее».
Иллюстрировать вышеизложенные тезисы примерами я хотел бы начать с последнего. Как показывает мой опыт общения с профессиональным сообществом, это наименее очевидный пример и необычный для нашей действительности.
Пример – иллюстрация Тезиса № 5.
Наши дни. Энергосбыт (гарантирующий поставщик) и потребитель в лице многоквартирного дома (МКД). Исходные данные взяты из реальности, хотя и округлены для простоты счета.
ИСХОДНО: Стандартный МКД, 1976 года постройки, 16 этажей, панельный, 4 подъезда, 16,5 тыс. кв.м.
Мероприятие по энергосбережению – модернизация освещения мест общего пользования. Замена ЛБ-20, НББ-40, ЛПБ-11 на светодиодные светильники 5 Вт.
ДО мероприятия годовое потребление 100 000 кВт-ч. ПОСЛЕ – 20 000 кВт-ч. Тариф 3,3 рубля.
Затраты на мероприятия по энергосбережению – 600 000 руб.
Сценарий 1. Ничего не происходит, никаких мероприятий. Энергосбыт имеет свою надбавку в 10 коп. на кВт (утверждено Региональной энергетической комиссией). Для простоты даже не принимаем во внимание, что из этих 10 коп. только 1 копейка – это прибыль. Для упрощения считаем, что все 10 коп. (0,1 руб.) – это прибыль энергосбыта с каждого потребленного МКД киловатта. Итого, если ничего не происходит, то для 80 000 кВт (которые могли бы быть сэкономлены) годовой доход энергосбыта составит – 8 000 руб. (. ). Допустим, срок службы дома 25 лет до капремонта и модернизации. За 25 лет энергосбыт заработает 200 000 руб. (. ) с этого конкретно дома. И это при условии, что жители будут пассивны и не поменяют в течении 25 лет освещение на более энергоэффективное. Для упрощения не считаю рост тарифов и т.д., потому что все увеличивается пропорционально.
Сценарий 2. Энергосбыт живет в режиме классической поставки электроэнергии. Пришла умная энергосервисная компания (ЭСКО) и сделала за 600 тыс. руб. мероприятия по схеме энергосервисного контракта. Срок контракта 4 года. При условии, что 9 % забирает ЭСКО, а 10% остается у МКД (чтоб сразу эффект почувствовали), то за 4 года чистый доход (уже за вычетом затрат в размере 600 тысяч рублей) по контракту составит 350,4 тыс. руб.
Т.е. в этом сценарии по основному виду деятельности выручка энергосбыта уменьшается в 5 раз, а взамен ничего не происходит. Дополнительный доход получает ЭСКО.
Сценарий 3. Энергосбыт сам хочет стать умной ЭСКО. И в рамках 261-ФЗ заключает договор энергосервиса. В этом случае он теряет доход в 200 000 рублей, которые мог бы получить за 25 лет, но приобретает доход по энергосервису в размере 340 000 за 4 года.
Какие еще нужны выводы? Бизнес-логика очевидна. Для энергосбыта проводить мероприятия по энергосбережению выгодно. В противном случае все равно рано или поздно к его потребителю придет ЭСКО и сделает все то же самое, только в этом случае кроме снижения доходов ничего не будет.
Еще раз сравним последствия для энергосбыта.
Сценарий 1. Доход 200 000 руб за 25 лет. – классическая поставка электроэнергии.
Сценарий 2. Доход 0 – все сделала ЭСКО.
Сценарий 3. Доход 340 тысяч рублей за 4 года.
Кстати, для теплоснабжения ситуация еще более актуальная. Подавляющее большинство теплоснабжающих организаций живут в режиме или нулевой рентабельности или плановой убыточности. И альтернативой плановым убыткам может стать доход от реализации энергосберегающих проектов на объектах потребителя в сочетании с уменьшением убытков за счет уменьшения числа продаваемых «убыточных» Гкал/час.
Пример – иллюстрация Тезиса № 4.
Проходил эту историю лично 7 лет назад. За давностью абсолютных цифр не приведу, но соотношение было очень понятное.
Исторический центр старой Москвы. Поступила заявка на технологическое присоединение объекта розничной торговли на 40 кВт. Ближайшая ТП закрыта для техприсоединения. Модернизировать ТП можно только за счет инвестпрограммы МОЭСК, и очевидно, что другая новая нагрузка в этом районе вряд ли появится. То есть, чтоб подключить 40 кВт, надо было понести полные затраты на полную модернизацию ТП. Подключаться к другим ТП нереально по финансовым затратам. Отказать в техприсоединении тоже нельзя, по «политическим причинам». В итоге был разработан проект высвобождения мощности у потребителей в этом узле и произведено перераспределение мощности. В результате не только нашли мощность для этого потребителя, который, кстати, до сих пор продолжает существовать и регулярно платит за энергию, но и была разгружена ТП. Совокупные затраты на проект были в 6 раз меньше, чем стоимость классического присоединения через модернизацию ТП по инвестпрограмме электросетевой компании. И немаловажно, что в рамках проекта по энергосбережению потребителя присоединили за 4 месяца, в то время как в рамках инвестпрограммы срок ожидался не менее двух лет.
Для тепла история зачастую аналогичная. Сплошь и рядом при подключении потребителя в условиях на подключение прописывается необходимость увеличения диаметра трубы, перекладки, и т.д. Хотя высвободить дополнительную мощность и вписаться в существующие диаметры (хотя бы за счет наладки вентиляции у существующих потребителей, установки ИТП и т.д.) может быть существенно дешевле и проще технологически.
Пример – иллюстрация Тезиса № 3.
Абсолютно стандартная ситуация. Планово убыточная теплоснабжающая организация. Хороший потребитель, который потребляет много и платит всегда. Казалось бы, все хорошо. Но проблема в том, что каждая проданная ему Гкал только добавляет некую сумму в общий убыток. И единственный способом снизить этот убыток – это помочь потребителю повысить свою энергоэффективность. Но ведь хорошие потребители бывают редко. В основном это еще и высокие некомпенсируемые потери, разрегулированная гидравлика и т.д. И все это еще больше повышает убытки РСО от конкретного потребителя. И здесь совершенно очевидная задачка для энергосервиса силами самой ресурсоснабжающей организации. Либо продолжаем регулярно аккумулировать убыток, либо реализуем инвестпроект повышения энергоэффективности потребителя и снижаем таким образом свои потери. Счетная задачка из простейшего курса написания бизнес-планов.
И подобных примеров много. Наверное, каждый ресурсник сможет из своего опыта вспомнить пример, когда повысить энергоэффективность потребителя было впрямую экономически выгодно для ресурсника. Но – не судьба?
Я не вижу иных причин этому, кроме «потому что так никто не делает». Может быть, кому-то просто стоит начать. Начать анализировать своих потребителей с точки зрения их вклада в экономику РСО, смотреть разные варианты удовлетворения потребностей потребителей, в том числе и за счет энергосбережения. В конце концов, все, о чем я говорю, является элементами системы энергоменеджмента предприятия, которую тоже, я уверен, надо внедрять тотально. Особенно у ресурсоснабжающих организаций.
Само по себе энергосбережение не самоцель. Энергосбережение у потребителя собственными силами и за свой счет это – счетная экономическая задачка для ресурсоснабжающей организации из серии «что выгоднее». Если это выгодно, т.е. снижает убытки (если они есть) и повышает рентабельность или позволяет заработать на дополнительных продуктах/проектах, то такие проекты должны рассматриваться ресурсником как обязательные к исполнению. И государство должно помогать в этом сознательным ресурсникам и заставлять несознательных.
Примечание. Вся статья построена на том, что ресурсник может реализовывать мероприятия у потребителя. Оппонентам, которые скажут, что так нельзя – отвечаю. В лоб нельзя. Но если очень хочется, то можно. Можно, например, за счет схем энергосервисного контракта, можно за счет лизинга, софинансирования из бюджета и т.д. Т.е. и схемы, и механизмы существуют. Как говорится, «если не хочешь делать – придумываешь, почему это невозможно, если хочешь – находишь способ, как это сделать».
Мероприятия по энергосбережению
Действующее законодательство предполагает проведение некоторых обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности МКД. Кто устанавливает их перечень? Каковы обязанности РСО, управляющих домом и собственников помещений по выполнению таких мероприятий? В какие сроки они должны быть осуществлены?
Прежде всего введем определения некоторых понятий. Энергосбережение — это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Энергетическая эффективность — характеристика, отражающая отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (п. п. 3, 4 ст. 2 Закона об энергосбережении ). Применительно к МКД полезный эффект от использования энергетических ресурсов представляет собой обеспечение нормативных показателей качества коммунальных услуг (см. Приложение 1 к новым Правилам предоставления коммунальных услуг). Соответственно, целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности является уменьшение объема потребляемых в МКД коммунальных ресурсов без утраты качества коммунальных услуг.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Перечень обязательных мероприятий
Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. К примеру, такие перечни утверждены для соответствующих регионов Постановлениями Правительства МО от 15.12.2010 N 1108/57, Ростовской области от 13.09.2012 N 887, Ставропольского края от 11.07.2011 N 261-п, Распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.11.2010 N 2358-р. Как следует из Постановления Правительства РФ от 23.08.2010 N 646, такие перечни должны формироваться исходя из определенных принципов, среди которых можно выделить:
- принцип периодичности пересмотра обязательных мероприятий, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны не реже одного раза в три года пересматриваться, обновляться (в отношении мероприятий, выполняемых единовременно), дополняться и изменяться (в отношении мероприятий, проводимых регулярно) в соответствии с современным уровнем развития науки и производственно-технологических условий выполнения мероприятий;
- принцип своевременности осуществления мероприятий, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с указанием единовременности или периодичности (тем не менее далеко не во всех субъектах РФ установлены сроки выполнения мероприятий).
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общего имущества разнородны: они относятся как к действиям по содержанию общего имущества, так и к ремонту, но могут и выходить за их рамки. Например, одно из обязательных мероприятий во всех регионах — замена ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы (часто с системами автоматического регулирования (датчиками движения, присутствия) и антивандальной защитой). Вообще замену перегоревших ламп в помещениях общего пользования следует отнести к обеспечению готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению, то есть к содержанию общего имущества (пп. «б» п. 11 Правил содержания общего имущества). Замена исправных ламп на энергосберегающие имеет своей целью исключительно энергосбережение.
Также к обязательным мероприятиям относят заделку, уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезды и обеспечение автоматического закрывания дверей. Между тем и до принятия Закона об энергосбережении в обязанности управляющего домом входили устранение неисправностей дверных заполнений (см. п. п. 2.6.2, 4.7.2 Правил эксплуатации жилфонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170) и установка доводчиков (п. 3.2.11 Правил эксплуатации жилфонда). Аналогичные действия включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (см. п. 13). То же самое касается промывки системы отопления (п. 5.2.10 Правил эксплуатации жилфонда, п. 19 вышеуказанного Минимального перечня услуг и работ).
Еще один пример — замена оконных блоков на современные пластиковые стеклопакеты. Смена оконных заполнений относится к текущему ремонту общего имущества МКД (п. 5 Приложения 7 к Правилам эксплуатации жилфонда). Между тем замене на новые подлежат лишь заполнения оконных проемов, подвергшиеся значительному износу (п. 4.7.7 Правил эксплуатации жилфонда). Поэтому замена исправных оконных блоков на стеклопакеты имеет своей целью лишь энергосбережение.
Информирование собственников о мероприятиях Роль РСО
В силу п. 5 ст. 12 Закона об энергосбережении организация, осуществляющая снабжение МКД энергетическими ресурсами на основании публичного договора (РСО), регулярно (не реже одного раза в год) обязана предлагать перечень мероприятий как в отношении общего имущества, так и в отношении помещений в доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых ею энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. При этом данный перечень не является обязательным. Скорее он носит информативный характер. В нем предусматриваются не только мероприятия, но и их прогнозируемая стоимость для собственников помещений, предполагаемый исполнитель (сама РСО или третьи лица). Примерная форма перечня мероприятий утверждена Приказом Минрегиона России от 02.09.2010 N 394. Кстати, ею воспользовались многие региональные власти при утверждении обязательного перечня мероприятий.
Указанный перечень РСО обязана разместить в подъездах МКД и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу, а также довести его до собственников помещений и управляющего домом иным способом по усмотрению РСО (п. 6 ст. 12 Закона об энергосбережении). Между тем никаких санкций за неисполнение этой обязанности законом не предусмотрено.
Роль управляющего МКД
Управляющий домом обязан регулярно (не реже одного раза в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые можно проводить в доме, с указанием расходов на их выполнение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (п. 7 ст. 12 Закона об энергосбережении). Несоблюдение этого требования представляет собой административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ (штраф для юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.). Есть много примеров нарушения рассматриваемой обязанности. Например, это случаи, когда на момент проверки комплекс мероприятий не был разработан вовсе (Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу N А45-27165/2012, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012 по делу N А12-16406/2011, Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 по делу N А41-32253/12, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по делу N А70-4457/2012). Обязанность УК информировать собственников помещений о мероприятиях по энергосбережению возникла с 27.11.2009 (дата вступления в силу Закона об энергосбережении) либо с даты заключения договора управления МКД (что наступило раньше). В Постановлении от 07.03.2013 по делу N А66-12625/2012 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд высказал мнение о том, что годичный срок доведения информации подлежит исчислению календарно, так же как и срок проведения ежегодного общего собрания собственников жилых помещений.
Закон не устанавливает способа доведения предложений о мероприятиях по энергосбережению до собственников помещений (размещение информации в подъездах МКД, на платежных документах, вынесение на общее собрание и пр.). Поэтому если, к примеру, УК разместила такие сведения на своем сайте в Интернете, то считается, что она выполнила требования Закона (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 по делу N А19-17652/2012).
Также обратим внимание на состав информации, которая должна быть в предложениях УК:
- мероприятия, которые можно проводить в доме (представляется, что среди них должны быть обязательные мероприятия, предусмотренные утвержденным на уровне субъекта РФ перечнем, но не запрещается предлагать и другие мероприятия сверх этого перечня);
- расходы на выполнение мероприятий;
- объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов;
- срок окупаемости мероприятий.
Из Закона об энергосбережении не следует, что управляющий обязан предлагать лишь те мероприятия, которые требуют дополнительных источников финансирования. Наоборот, информировать собственников помещений необходимо обо всех мерах, в том числе о тех, которые учтены при установлении размера платы за жилое помещение.
Предоставленные собственникам помещений сведения о мероприятиях по энергосбережению, которые можно проводить в доме, сами по себе не являются предложением о проведении ремонта с обоснованием его необходимости и стоимости, не требуют принятия какого-либо решения собственниками помещений после ознакомления с ними. Эти сведения могут быть использованы как основа для выдвижения предложений о ремонте.
Выполнение мероприятий
Согласно п. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении управляющий МКД (при непосредственном управлении — собственники помещений) обязан проводить рассматриваемые мероприятия, включенные в утвержденный региональными властями перечень, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения их результатов. Закон об энергосбережении предусматривает включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности МКД в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений. Аналогичное положение содержится в пп. «и» п. 11 Правил содержания общего имущества и п. 4 ст. 39 ЖК РФ. Кроме того, в силу пп. «ж» п. 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем среди прочего соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
В свою очередь собственники помещений в МКД обязаны нести расходы на проведение данных мероприятий (п. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении). Вместе с тем законодательство не содержит норм о принудительном проведении мероприятий по энергосбережению и взыскании их стоимости с собственников помещений в МКД, как предусмотрено для установки приборов учета энергетических ресурсов. Кроме того, все мероприятия по энергосбережению являются обязательными в силу закона, поэтому УК должна выполнять их независимо от наличия или отсутствия решения общего собрания о необходимости их проведения и источниках финансирования. Такой подход применяется ко всем обязательным работам по содержанию и ремонту общего имущества благодаря Постановлению Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10. Отсутствие финансирования не может быть поводом не выполнять обязательные мероприятия. Определение в договоре управления должного размера платы за предвидимые при обычных условиях, нормально необходимые содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является предпринимательским риском УК. Соответственно, если УК не настояла на повышении размера платы с учетом необходимых мероприятий по энергосбережению, она все равно обязана их выполнить. Взимать плату сверх предусмотренной договором нельзя без согласования с собственниками помещений.
В отсутствие финансирования мероприятий по энергосбережению УК вправе выбирать: выполнять их за свой счет или нет. Однако во втором случае практически гарантированы наложение административного штрафа и получение предписаний от контролирующих органов, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ).
Частью 4 ст. 9.16 КоАП РФ установлено административное наказание в виде штрафа для лиц, ответственных за содержание МКД, за несоблюдение требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в МКД (для юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.). В распоряжении автора есть несколько судебных актов, в которых подтверждается законность привлечения УК к ответственности за невыполнение обязательных мероприятий по энергосбережению, в частности по замене ламп накаливания на энергоэффективные. Интересно, что отсутствие энергосберегающих светильников на день проверки расценивается как правонарушение не только в ситуации, когда региональным актом предусмотрен конкретный (и уже истекший ко дню проверки) срок проведения соответствующего мероприятия (Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу N А70-164/2013, от 05.08.2013 по делу N А70-381/2013, от 19.12.2012 по делу N А70-7321/2012 , Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 по делу N А53-1004/2013 ), но и в отсутствие предельного срока выполнения требования (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А45-27168/2012 ). Отсутствие в договоре управления указания на необходимость выполнения мероприятий по энергосбережению, как и отсутствие специального решения общего собрания собственников помещений (и отсутствие финансирования их проведения), не является обстоятельством, исключающим вину УК в правонарушении. Исходя из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо является невиновным в совершении административного правонарушения, если оно приняло все зависящие от него меры по соблюдению обязательных норм. Основанием для освобождения УК от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Здесь уместно вспомнить практику применения ст. 7.22 КоАП РФ, принципы которой изложены в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 . В нем указано, что не является обстоятельством, исключающим административную ответственность, сам по себе факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ.
Согласно Постановлению Правительства Тюменской области от 07.02.2011 N 22-п энергосберегающие осветительные приборы должны были быть установлены до 01.01.2012.
В силу Постановления Правительства Ростовской области от 13.09.2012 N 887 в 2012 г. должна была быть выполнена замена не менее чем 10% ламп накаливания. На дату проверки (25.10.2012) в помещениях общего пользования конкретного МКД отсутствовали энергосберегающие осветительные приборы.
В Постановлении Правительства Новосибирской области от 07.07.2011 N 285-п названы мероприятия без привязки к срокам. Представляется, что такой акт не соответствует Закону об энергосбережении, который требует соблюдать принцип своевременности выполнения мероприятий.
Подробнее см. статью С.Н. Козыревой «Применение статьи 7.22 КоАП РФ: разъяснения Пленума ВАС» (N 5, 2011).
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в МКД рассматривается как часть деятельности по содержанию общего имущества. Исполнительным органом власти субъекта РФ утверждается перечень обязательных мероприятий. Они должны быть выполнены управляющим домом даже при отсутствии финансирования и решения общего собрания собственников помещений. В противном случае управляющий будет привлечен к административной ответственности.
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
РСО в ЖКХ: расшифровка, порядок деятельности
РСО – это ресурсноснабжающая организация в сфере ЖКХ. Данная компания имеет своей целью обеспечение многоквартирных домов (МКД) благами, в том числе, газом, водой и электрической энергией.
Понятие РСО
Расшифровка РСО представлена как ресурсоснабжающая организация. Она может быть юридическим лицом или предпринимателем, которые реализует деятельность в сфере предоставления коммунальных услуг. В данном процессе осуществляется поставка ресурсов непосредственно к месту потребления.
РСО в сфере ЖКХ в практической деятельности являются поставщиками:
- электрической энергии;
- отопления;
- газа;
- водоснабжения.
Кроме того, к числу ресурсоснабжающих компаний относятся также транспортные фирмы, которые поставляют конкретные услуги коммунального сектора. Также сюда отнесены организации, реализующие деятельность в сфере проведения дезинфекции в помещениях МКД, утилизации отходов бытового назначения, установки антенн для телевизора, проведения освещения к участку.
Правовая база РСО
Ресурсоснабжающие организации осуществляют деятельность на основании положений ЖК РФ. Важным актом в данном направлении стал Федеральный закон №59 от 2018 года «О внесении изменений…».
На основании этого акта владелец жилого помещения получил возможность заключить договор напрямую с РСО. Соглашение непосредственно с ресурсоснабщающей компанией оформляется в ситуации, когда управляющая организация в течение 2 месяцев не оплачивала предоставляемые МКД услуги.
Тогда жильцы могут отказаться от продолжения отношений с УК и обратиться к представителям РСО. Для этого нужно оформить стандартный договор, который отражает перечень жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), оказываемых гражданину.
Важно! Предусматривается уведомительный порядок, то есть другой документации составлять не потребуется. Величина платы остается в прежнем выражении, так как лицо начинает вносить средства непосредственно на счет РСО.
Процесс оказания услуг организацией
Согласно положениям ЖК РФ, ресурсоснабжающая организация изначально предоставляет гражданину определенный вид услуг, после чего выставляет счет за их использование. Если в данном процессе принимает участие управляющая компания, то на нее ложится ответственность за качество оказываемых услуг, по учету потребленных объемов.
Кроме того, представители УК занимаются производством перерасчетов, ведут работы по претензиям, заявленным собственниками помещений. В указанных направлениях деятельности УК несет финансовые издержки. Применяются аналогичные ставки по тарифам, что и при поставке ресурса напрямую.
Доходы, которые получает РСО в сфере ЖКХ, складываются из стоимости ресурса и не отражают понесенные издержки.
По итогу для ресурсоснабжающей компании складывается удачная схема работы с потребителями услуг. Представителям РСО не требуется налаживать взаимодействие с каждым отдельно взятым гражданином, так как эти функции на себя берет управляющая компания.
Однако не всегда посредническая организация коммунальных услуг может в полной мере оплатить ЖКУ. Причина заключается в том, что владельцы жилых помещений не вовремя вносят средства по квитанции. Поэтому РСО стремятся заключать соглашения с гражданами напрямую, чтобы иметь возможность воздействовать на них разными способами.
Может ли РСО выступать в роли УК
Управляющая организация понимается как юридическое лицо, которое занимается использованием и управлением жилищного хозяйства на основании соглашения, оформленного с владельцами жилья. Что такое РСО в ЖКХ оговаривается в ст. 157.2 ЖК РФ. Можно прийти к выводу о том, что управляющая компания является посредником между ресурсоснабжающими компаниями и потребителями.
Также УК несет обязанность относительно содержания жилья в надлежащем состоянии, то есть подразумевается оказание услуг жилищного типа.
Поэтому управляющая организация занимается:
- сбором денежных средств для производства ремонтных работ;
- проведением мероприятий восстановительного типа относительно общих помещений в доме.
По указанным причинам РСО не могут выступать в качестве управляющей компании. Они не занимаются ремонтом и не отвечают за исполнение других задач. У РСО есть возможность принимать платежи от собственников имущества и составлять с ними соглашения.
Оформление соглашения напрямую с РСО
В настоящее время Жилищный кодекс предусматривает возможность для хозяев квартир составлять договор напрямую с организацией, поставляющей ресурсы.
Это относится к таким ситуациям:
- если гражданин проживает в частном доме;
- когда на общем собрании владельцы квартир проголосовали за избрание такого метода управления;
- если за товариществом собственников жилья или УК числится задолженность на протяжении 3 месяцев.
Когда происходят перечисленные ситуации, у гражданина появляется право сформировать напрямую соглашение с РСО. Этот метод предусматривает определенные положительные моменты для владельца квартиры.
Плюсы и минусы работы с РСО
Раскрытие информации по РСО предполагает, что перед заключением соглашения с данной организацией гражданину нужно оценить плюсы и минусы.
К числу положительных моментов можно отнести:
- не потребуется организовывать много рабочих мест для сотрудников ресурсоснабжающей компании;
- не устанавливается ответственность за действия или бездействия, которые совершены недобросовестными соседями, не вносящими оплату за ЖКУ;
- можно нанимать подрядчиков на короткое время для производства определенных работ, которые связываются с восстановлением состояния жилья. Это помогает экономить средства компании.
Также нужно понимать, что есть и отрицательные моменты, которые происходят в связи с оформлением соответствующих соглашений с ресурсоснабжающими фирмами. В частности, если между жителями МКД есть конфликтная ситуация, то результатом может стать то, что в здании будут производиться качественный ремонт и эффективное управление.
Есть вероятность непостоянной оплаты услуг РСО. Организация не имеет возможности проводить работы по капитальному ремонту дома при использовании средств, поступивших от фонда содействия ЖКХ.
В таблице отражены аспекты взаимодействия с РСО:
Основание | Плюс | Минус |
Факторы риска | Вероятность того, что УК разориться близится к нулю, потому что гражданин вносит оплату напрямую | Уровень управления домом может существенно сократиться в связи с наличием противоречий между жильцами |
Деление средств | Установлена справедливая оплата, потому как каждый платит только за себя | В связи с нестабильностью доходов населения, платить РСО граждане могут не постоянно |
Удобство оплаты | Деньги переводятся на счет компании, который закреплен за конкретным лицом | Все потребители должны вносить оплату каждому поставщику услуги в отдельности |
Сложности | Нет посредника в отношениях | При расчетах могут возникать сложности, для решения которых потребуется найти выход |
Поэтому изначально оцениваются все перечисленные моменты, только после этого составляется соглашение.
Ответственность организации
Положения Жилищного кодекса РФ указывают на то, что ответственность возлагается на исполнителя услуг. Величина взыскания составляет половину стоимости от неправильно начисленной суммы.
Предусматривается, что на РСО возлагается ответственность по оплате штрафной санкции.
Когда расчеты произведены неправильно, потребуется написать заявление в адрес исполнителя услуг. Если он не отвечает, тогда обращение происходит в судебные органы, прокуратуру или Роспотребнадзор. Такие методы позволят со временем добиться прозрачности расчетов.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация выступает непосредственным поставщиком услуг жилищно-коммунального спектра. Возлагать на РСО функции управляющей компании не удастся, так как она не уполномочена на проведение ремонта.
Источник https://energiavita.ru/2017/01/17/rso-vs-potrebitel-gde-zdes-ehnergosberezhenie/
Источник https://wiseeconomist.ru/poleznoe/82144-meropriyatiya-energosberezheniyu
Источник https://zkhrf.ru/kommunalnye-uslugi/rso