Периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

 

Ростехнадзор разъясняет: ​Экспертиза промышленной безопасности технических устройств (общие вопросы для всех отраслей)

В Ростехнадзор поступило обращение с просьбой дать разъяснение о том, что является техническим устройством, применяемом на опасном производственном объекте (ТУ), и для каких ТУ необходимо продление срока службы.

Ответ: Ответ подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, – машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

В настоящее время осуществлять продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах не требуется, поскольку приказ Минприроды России от 08.04.2014 № 173 отменил действие Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утверждённого приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 195.

Статьёй 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки технического устройства оно подлежит экспертизе промышленной безопасности. В соответствии с » Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утверждёнными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, основанием проведения экспертизы промышленной безопасности являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования к техническим устройствам.

Данный перечень размещен на официальном портале нормативной информации по законодательной базе Российской Федерации (www.pravo.gov.ru), а также в других информационно-правовых системах, таких как «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Таким образом, экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении технических устройств, к которым установлены требования промышленной безопасности в вышеуказанном Перечне нормативных правовых актов и нормативных документов.

Вопрос:

Что необходимо проводить: техническое диагностирование (согласно » п. 55, 56 Приложения № 1 ФНП «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы») или экспертизу промышленной безопасности (согласно Федеральному закону № 116-ФЗ) для продления расчетного срока службы газовых горелок, зарегистрированных в составе ОПО (при использовании сжиженного углеводородного газа)? В чем отличие технического диагностирования от экспертизы промышленной безопасности?

Ответ: В соответствии с требованиями » п.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв.Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (далее – Правила), одним из оснований для проведения экспертизы промышленной безопасности техническому устройству, применяемому на опасном производственном объекте (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям) является истечение срока службы или превышение количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.

В соответствии с требованиями п.21 Правил техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

  • при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
  • при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
  • в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

В соответствии с п.23 Правил по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

Таким образом, техническое диагностирование является составляющей экспертизы промышленной безопасности.

Вопрос от 04.03.2016:

Заключением экспертизы промышленной безопасности (проведенной по истечению срока службы технического устройства) был продлен срок безопасной эксплуатации технического устройства, эксплуатируемого на ОПО. Прошу разъяснить, требуется ли проводить повторную ЭПБ данного технического устройства в случае, если планируется его эксплуатация на другом ОПО.

Ответ Ростехнадзора: Управление обеспечения организационно-контрольной и лицензионноразрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 09.03.2016 г. за вх. № 0-3626, сообщает.

В соответствии пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

На основании изложенного техническое устройство, в связи с изменением опасного производственного объекта, на котором оно применяется, подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос от 17.03.2016:

Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности » «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» не установлено такое основание проведения экспертизы промышленной безопасности, как истечение срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта, установленное заключением экспертизы промышленной безопасности, проводимой ранее.

Прошу разъяснить, допускается ли повторное проведение экспертизы промышленной безопасности с установлением срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, если срок безопасной эксплуатации данного объекта, указанный в предыдущем заключении экспертизы, истек.

Также прошу разъяснить, допускается ли проведение экспертизы промышленной безопасности объекта несколькими экспертными организациями независимо, с подготовкой нескольких независимых заключений экспертизы промышленной безопасности на один объект.

Ответ Ростехнадзора: Управление обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 18.03.2016 г. за № 0-4372, сообщает.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счёт средств её заказчика в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Согласно пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Согласно » пункту 28 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждёнными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 г. № 538, по результатам экспертизы технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчётные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

Читать статью  Надежные Технологии оконного производства повышают эффективность

Проведение повторной экспертизы технических устройств по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных экспертизой промышленной безопасности, не предусмотрено федеральными нормами и правилами в области экспертизы промышленной безопасности, равно как и не установлено понятие «последующая экспертиза промышленной безопасности» и не установлена возможность «поэтапного продления срока безопасной эксплуатации» технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте.

Комментарий от нас:

Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах на сегодняшний день осуществляется только через экспертизу промышленной безопасности, так как в правилах проведения экспертизы в пунктах 28, 6 четко написано:

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям).
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;.

Наша статья по этой теме — Сколько раз можно проводить экспертизу технического устройства на ОПО?

Вопрос от 22.05.2017:

Одним из оснований проведения экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на ОПО, является замена материала несущих элементов такого технического устройства. Действующим законодательством установлено определение понятия «несущая конструкция зданий и сооружений», однако не установлено определение понятия «несущий элемент технического устройства», в связи с чем прошу разъяснить, какие элементы технического устройства относятся к несущим.

Ответ Ростехнадзора: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат экспертизе промышленной безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия, в том числе в случае проведения работ, связанных с заменой материала несущих элементов такого технического устройства.

В данном положении под несущими элементами технического устройства понимаются элементы, воспринимающие вес технического устройства и нагрузки, оказываемые на техническое устройство во время его эксплуатации.

Вопрос от 03.11.2017 (добавлен абзац 27.11.2018):

В Ростехнадзор поступил вопрос о порядке внесения результатов заключения экспертизы промышленной безопасности, внесенного в реестр Ростехнадзора, в паспорта технических устройств, которым данная экспертиза проведена.

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

Нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено требований, регламентирующих порядок и необходимость внесения в паспорта технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, записей о результатах проведённых экспертиз промышленной безопасности.

Но в соответствии с » п. 413 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116, по результатам выполненного при проведении технического диагностирования оборудования под давлением (в пределах его срока службы) неразрушающего и разрушающего контроля оформляют (на каждый метод контроля) первичные документы (протоколы, отчеты, заключения) по форме, установленной в специализированной организации, которые подписывают специалисты, выполнившие указанные работы. На основании первичных документов составляется акт (технический отчет) о проведении технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля с приложением к нему документов по неразрушающему и разрушающему контролю. Акт (технический отчет) о проведении технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля подписывается руководителем проводившей их организации и прикладывается к паспорту оборудования под давлением. Сведения о результатах и причинах проведения технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля записывает в паспорт оборудования уполномоченный представитель организации, их проводившей, или специалист эксплуатирующей организации, ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования.

Вопрос от 20.02.2018:

Настоящим письмом просим разъяснить в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами по промышленной безопасности правомерно ли проведение повторной экспертизы промышленной безопасности подъемного сооружения после окончания срока дальнейшей безопасной эксплуатации, установленного в предыдущем заключении экспертизы.

Другими словами, разъясните, продлевается ли по результатам экспертизы промышленной безопасности срок службы технического устройства и правомерно ли по истечении этого срока проводить повторную экспертизу на основании п.2 статьи 7 Федерального закона «О промышленной безопасности» № 116-ФЗ от 21.07.1997.

Основанием для такого вопроса явились уведомления об отказе во внесении повторных заключений экспертиз промышленной безопасности на краны мостовые, полученные эксплуатирующей организацией в одном из управлений Ростехнадзора, в которых содержится вывод, о том, что «продление срока службы технического устройства, установленного заключением экспертизы промышленной безопасности, не предусмотрено…». (см.Приложения).

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 24.01.2018 № 0-1175, сообщает.

Ограничения по количеству проводимых экспертиз промышленной безопасности в отношении одного объекта экспертизы действующим законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности не установлены.

Таким образом, отказ по основанию, изложенному в Вашем письме, является неправомерным.

Начальник Правового управления Д.А.Яковлев

Вопрос от 26.03.2018:

Прошу разъяснить, подлежат ли экспертизе промышленной безопасности (при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») технические устройства, применяемые на ОПО организацией-подрядчиком (организацией, не владеющей данным ОПО и не эксплуатирующей данный ОПО, но выполняющей на данном ОПО определенные работы (к примеру, проведение взрывов на карьере заказчика)).

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 24.04.2018 № 100/3658, сообщает.

Согласно » пункту 4 Административного регламента, заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Требования к эксплуатирующим организациям указаны в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемом случае, только организация, эксплуатирующая опасный производственный объект может являться заказчиком экспертизы промышленной безопасности.

Вместе с тем, в настоящее время Ростехнадзором подготовлены изменения в Административный регламент в части уточнения круга заявителей с учетом требований Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Вопрос от 30.10.2018:

Согласно » п. 21.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», при проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, выполняется осмотр данных технических устройств. Прошу разъяснить, требуется ли проводить данный осмотр всеми экспертами в области промышленной безопасности, участвующими в проведении экспертизы промышленной безопасности технического устройства (когда при проведении экспертизы участвует не один эксперт, а несколько экспертов разных областей аттестации).

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 21.1 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 при проведении экспертизы промышленной безопасности выполнятся осмотр технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

Положения данного пункта означают, что эксперты, участвующие в проведении экспертизы технического устройства должны осмотреть техническое устройство самостоятельно.

Ростехнадзор разъясняет: Вывод в заключении «объект экспертизы не в полной мере соответствует» и мероприятия
Письмо Ростехнадзора от 17.01.2019 № 09-00-06/329 «Об эксплуатации ОРПД»

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее.

В настоящее время требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением (далее — ОРПД), установлены » Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утверждённых приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (далее — ФНП ОРПД, Правила), в соответствии с областью распространения, определенной пунктами 3 и 4 ФНП ОРПД.

Согласно пункту 218Правил организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. Для этого, в числе прочего, необходимо соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации.

Читать статью  Высокоточные Инновационные машины для производства окон улучшают производственные возможности

Пунктом 365 Правил допускается возможность принятия руководителем эксплуатирующей организации решения о понижении рабочих параметров (давление и температура) ОРПД, в случае, если по результатам проведенного технического диагностирования выявлены дефекты, снижающие прочность ОРПД ниже значений, установленных в его технической документации.

При этом возможность безопасной эксплуатации оборудования должна быть подтверждена расчетом на прочность с учетом характера и размеров дефектов и определением (при необходимости) остаточного ресурса с обязательным установлением по результатам их проведения ограниченного срока эксплуатации до устранения дефектов при ближайшем ремонте.

По результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса (срока службы) оборудования, выполненных в рамках экспертизы промышленной безопасности далее ЭПБ, оформляется заключение ЭПБ, содержащее выводы о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности и возможности продления срока безопасной эксплуатации, устанавливающие в том числе условия дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования (разрешенные параметры и режимы работы, а также объем, методы, периодичность проведения технического освидетельствования) в пределах срока безопасной эксплуатации оборудования.

  1. объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
  2. объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
  3. объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Из буквального толкования пункта 2 данной нормы следует, что объект экспертизы будет соответствовать требованиям промышленной безопасности и может применятся на опасном производственном объекте только после выполнения мероприятий, установленных в заключении ЭПБ.

Следует отметить, если при проведении ЭПБ не выявлены дефекты , снижающие прочность ОРПД ниже значений, установленных в его технической документации, то вывод заключения ЭПБ, сделанный экспертом, от том, что «объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности» некорректен. При проведении ЭПБ устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы (техническому устройству) документов, а также оценивается фактическое состояние технических устройств.

В свою очередь, в «мероприятиях», после выполнения которых устройство будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, следует указывать «мероприятия» по устранению конкретных дефектов (повреждений), влияющих на безопасность работы ОРПД, неисправность арматуры, контрольно­-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты и т.п.

Начальник управления государственного строительного надзора М.А.Климова

Вопрос от 27.11.2019:

В управление Ростехнадзора поступило письмо заявителя с просьбой о даче пояснений:

1. Возможно ли продление срока службы приборам контроля, управления и ПАЗ, СиО по результатам ЭПБ, если в паспортах на данные приборы указан «назначенный срок службы»?

2. Возможно ли продление срока службы приборам контроля, управления и ПАЗ, СиО по результатам ЭПБ, если в паспортах на данные приборы указан «полный средний срок службы»?

3. Возможно ли продление срока службы приборам контроля, управления и ПАЗ, СиО по результатам поверки, если в паспортах на данные приборы указан «полный средний срок службы»?

Ответ: На данный вопрос Управлением дан ответ следующего содержания:

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон 116-ФЗ), техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.

Согласно статье 1 Федерального закона № 116-ФЗ, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, относятся машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Исходя из вышеизложенного, системы контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения не являются техническими устройствами. Проведение экспертизы промышленной безопасности для систем контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения не предусмотрено.

Согласно » пункту 6.6.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопаспых химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утверждённых приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 96, средства измерения, входящие в систему контроля, управления и ПАЗ, и информационно-измерительные системы должны иметь документационное подтверждение об утверждении типа средств измерений и документы о прохождении поверки.

Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее — Федеральный закон 102-ФЗ), поверка средств измерений — это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средства измерений метрологическим требованиям.

Таким образом, результаты поверки средств измерений, входящих в состав систем контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения, не могут служит основанием для продления их срока службы.

Периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности

Подборка наиболее важных документов по запросу Периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 55.25 «Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения» Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд удовлетворил требования общества об оспаривании постановления управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении общества к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания о проведении экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы котла, эксплуатируемой обществом на опасном производственном объекте, в связи с истечением сроков безопасной эксплуатации. При этом суд указал, что в соответствии с п. 4 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Таким образом, суд сделал вывод о том, что результаты ранее проведенных экспертиз, обследований, наблюдений могут использоваться для определения периодичности и состава работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: . Прошу разъяснить вопрос возможной эксплуатации баллонов, отработавших нормативный срок службы, но прошедших техническое освидетельствование в соответствии с ПБ 03-576-03 до 22.12.2014, до конца срока проведенного технического освидетельствования.
(«Официальный сайт Ростехнадзора», 2018) Ответ: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — ФНП ОРПД), вступившие в силу с 22.12.2014, устанавливают обязательные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением. До вступления в силу ТР ТС 032/2013 и ФНП ОРПД требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации сосудов были установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), которыми предусматривалась возможность эксплуатации сосудов, в том числе баллонов, при условии проведения периодического технического освидетельствования. При этом пунктом 6.3.2 ПБ 03-576-03 было установлено, что освидетельствование баллонов должно проводиться по методике, утвержденной разработчиком конструкции баллонов, в которой должны быть указаны периодичность освидетельствования и нормы браковки, а согласно пункту 6.3.24 ПБ 03-576-03 для сосудов, отработавших расчетный срок службы, установленный проектом, изготовителем, объем, методы и периодичность технического освидетельствования должны были быть определены по результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса, выполненного специализированной организацией или организациями, имеющими лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Необходимо ли проводить экспертизу промышленной безопасности дымовых труб котельных? Если да, то каким нормативным документом необходимо пользоваться при проведении экспертизы для определения порядка обследования и требований к объекту экспертизы?
(«Официальный сайт Ростехнадзора», 2018) В настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам котельных не установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ, поэтому основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует.

Нормативные акты: Периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Распоряжение ОАО «РЖД» от 09.10.2019 N 2230/р
«Об утверждении Инструкции по охране труда для машиниста крана-манипулятора на базе автомобильных кранов ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-160-2019»
(вместе с «ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-160-2019. Инструкция. «) 1.21. В процессе эксплуатации крану-манипулятору необходимо проводить периодический осмотр, техническое обслуживание, экспертизу промышленной безопасности и техническое освидетельствование.

Читать статью  Мощные Инструменты для производства окон оптимизируют процессы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536
«Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 61998) 397. Проведение технического освидетельствования оборудования, подлежащего учету в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности (в отношении поднадзорных им организаций), за пределами расчетного срока его службы в период срока безопасной эксплуатации, установленного в заключении экспертизы промышленной безопасности, должно осуществляться специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на ОПО, а также ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, в объеме и с периодичностью, определенными условиями безопасной эксплуатации оборудования, установленными в заключении экспертизы промышленной безопасности (но не реже сроков, установленных руководством (инструкцией) по эксплуатации и настоящими ФНП).

Особенности проведения экспертизы промышленной безопасности

Для обеспечения безопасности деятельности субъектов предпринимательства, использующих промышленное или опасное технологическое оборудование, проводится экспертиза отдельных объектов или предприятий в целом. Итоги проверки показывают, насколько используемые активы соответствуют производственным нормативам безопасности.

Вопрос: Организация имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. В ходе проверки территориальное управление Ростехнадзора (далее — лицензирующий орган) сделало вывод о недостаточности знаний о требованиях безопасности специалистов организации. Лицензирующий орган предписал организации направить работников, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, на внеочередную аттестацию в территориальное управление Ростехнадзора. Организация считает вынесенное предписание неправомерным, полагая, что аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Ростехнадзора. Правомерно ли в представленном случае вынесенное лицензирующим органом предписание о направлении указанных работников на внеочередную аттестацию только в территориальное управление Ростехнадзора?
Посмотреть ответ

Правила и цели проведения экспертизы промышленной безопасности на предприятии

Проведением комплекса мероприятий по экспертизе промышленных объектов и их технической документации могут заниматься только лицензированные организации. Оформление лицензий в этой области относится к сфере влияния Ростехнадзора. Для чего нужна экспертиза промышленной безопасности? Государственные органы при ее помощи могут предотвратить возведение небезопасных для людей и окружающей среды объектов, которые по своим техническим характеристикам не соответствуют нормативам. Своевременно осуществленная проверка является инструментом профилактики техногенных аварий, экологических катастроф. Одна из решаемых задач – оценка степени безопасности дальнейшей эксплуатации производственного объекта.

Вопрос: Организация получила в лизинг сложное техническое оборудование и установила его своими силами в арендованном производственном помещении. Для установки оборудования был сделан проект технического перевооружения помещения в части размещения оборудования с учетом вентиляции и соблюдения требований промышленной безопасности, а также проведена экспертиза промышленной безопасности данного проекта. В помещении, где разместилось оборудование, была установлена вентиляционная система, проведены электромонтажные, монтажные и пусконаладочные работы. В каком порядке лизингополучатель должен учитывать перечисленные расходы?
Посмотреть ответ

Процедура регламентируется Законом от 21.07.1997 г. №116-ФЗ и Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 г. №538. Экспертиза проводится в несколько этапов:

    Подготовительный, на котором организовываются переговоры заказчика и исполнителя в отношении предстоящей работы, создаются условия для проверки. Оформляется запрос на представление технических паспортов по опасным активам, руководств по эксплуатации и другой документации. На этой стадии проверяющие могут посетить подлежащий обследованию объект, произвести визуальную оценку его состояния. На основе полученных сведений формируется план мероприятий, уточняются сроки окончания всех исследований и выдачи заключения, просчитывается итоговая стоимость услуг.

СПРАВОЧНО! При выявлении нарушений в сфере промышленной безопасности к виновным лицам могут применяться меры административной и уголовной ответственности.

Перечень промышленных объектов, подлежащих обязательной экспертизе безопасности, установлен законом №116-ФЗ в ст.13. В число обследуемых активов может включаться документация по потенциально опасным объектам, которая касается таких вопросов:

  • консервация объекта;
  • ликвидация актива;
  • проектные документы;
  • документы по перевооружению основного средства.

Проверка может проводиться в отношении отдельных зданий, временных сооружений, технических устройств, мест хранения сырьевого материала, готовой продукции, помещений, предназначенных для передвижения рабочего персонала или перемещения грузов.

ВАЖНО! Экспертиза не является бесплатной услугой, оплачивать ее по условиям п. 2 ст. 13 Закона №116-ФЗ должен непосредственный заказчик проверки.

Оборудование и устройства, эксплуатируемые на опасных производственных объектах, должны подвергаться экспертизе в таких случаях:

  • перед введением в действие актива;
  • при окончании периода эксплуатации или превышении норматива загрузки;
  • если аппарат используется предприятием более 20 лет, а в технической документации по этому основному средству не прописан предельный срок годности к эксплуатации;
  • после технического перевооружения, замены отдельных запчастей (если они являются несущими элементами);
  • после проведенного ремонта, который понадобился в результате возникновения аварийной ситуации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Компания, осуществляющая экспертизу, и обследуемое предприятие не должны быть взаимосвязанными лицами.

За соблюдение правил проведения экспертных мероприятий и соответствие проверяющих лиц требованиям законодательства ответственность несет руководитель компании-исполнителя. Он отвечает и за обеспечение привлекаемых к обследованиям специалистов необходимыми материалами, инструментами, информационными средствами.

Сроки, требования и результат проведения экспертизы

В функциональные обязанности экспертов, которым поручается проведение оценки промышленной безопасности производственных объектов, включаются мероприятия по:

  • определению степени соответствия исследуемых активов нормативам промышленной безопасности;
  • проведению анализа полученного набора материалов;
  • оценке фактического эксплуатационного состояния технических элементов;
  • подготовке заключения по проведенной проверке.

В своей деятельности эксперты должны руководствоваться принципами объективности. Все содержащиеся в итоговом документе выводы формируются проверяющими на основе фактов и собранных материалов. Привлекаемые эксперты несут ответственность за сохранность обследуемых ими активов.

Результатом проведенной экспертной оценки промышленной безопасности является заключение, выданное исполнителем работ. Этот документ должен быть подписан руководством компании-исполнителя, задействованными на разных этапах проверки лицами. Заказчик экспертизы после получения своего экземпляра заключения обязан обеспечить передачу этого бланка в Ростехнадзор для внесения данных о нем в реестр. Обработка информации контролирующим органом длится не более 5 дней.

Экспертное заключение может быть признано заведомо ложным. В этом случае результаты проверки не имеют юридической силы. Это характерно для ситуаций, когда текст заключения противоречит содержанию предъявленных специалисту документов и фактов. При выявлении признаков недостоверности заключение подлежит изъятию из реестра Ростехнадзора.

В заключении приводится один из трех возможных выводов:

  • положительный результат – объект соответствует нормативам;
  • актив соответствует норме не в полной мере;
  • отрицательный итог.

Срок реализации экспертных мероприятий высчитывается с учетом индивидуальных особенностей производственного процесса, уровня сложности предстоящих работ. Законодательством установлен максимальный период проверки – 3 месяца. Отсчет ведется от даты получения исполнителем работ всех необходимых материалов от заказчика.

ЗАМЕТЬТЕ! Превышение трехмесячного срока допускается только в случаях задокументированного обоюдного согласия сторон на продление периода проверки. Такое решение должно быть аргументированным.

Требования к квалификации привлекаемых экспертов

Специалистам, проводящим экспертизу промышленной безопасности, может быть присвоена 1, 2 или 3 категория. В зависимости от разрядности определяются требования по уровню подготовки проверяющего. Для эксперта с 1 категорией необходимо иметь высшее образование и опыт работы по избранной специальности (от 10 лет).

Одним из ключевых критериев оценки профпригодности специалиста является наличие у него знаний по законодательной базе РФ в части, касающейся вопросов промышленной безопасности. Эксперту 1 категории надлежит разбираться в измерительных средствах, строении промышленного оборудования, уметь применять на практике широкий инструментарий по технической диагностике, контролю и анализу. Для получения 1 разряда специалист должен накопить практический опыт проведения экспертиз промышленной безопасности – от 15 выполненных заданий.

Для экспертов 2 категории предусмотрено требование о наличии высшего образования, планка стажа по соответствующей специальности снижается до 7 лет. Уровень знаний должен быть на уровне специалиста 1 категории. Количество проведенных экспертиз по сравнению с 1 разрядом ниже – 10 проверок. Для присвоения эксперту 3 разряда он должен иметь диплом о высшем образовании и накопить стаж работы по направлению подготовки от 5 лет.

ВАЖНО! Перед началом работ по экспертизе безопасности на промышленных объектах руководитель предприятия-исполнителя издает приказ о создании рабочей группы, которая будет заниматься обследованием конкретного объекта. Если к выполнению задания привлекается не один эксперт, а группа специалистов, в распоряжении указывается лицо, назначенное старшим экспертом или руководителем группы.

Если обследовать предстоит объект с присвоенным ему 1 классом опасности, то проверку проводят эксперты 1 категории. Для работы с активами из 2 класса опасности могут привлекаться специалисты 1 и 2 уровня квалификации. Эксперты 3 категории наделены правом принимать участие в исследовательских мероприятиях по объектам с 3 и 4 классами опасности. При необходимости в группу проверяющих разрешено включать сторонних специалистов.

Источник https://tk-servis.ru/news/1424942725

Источник http://www.consultant.ru/law/podborki/periodichnost_provedeniya_jekspertizy_promyshlennoj_bezopasnosti/

Источник https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/provedeniye-ekspertizy-promyshlennoj-bezopasnosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *